Заключение о результатах проведённого экспертно-аналитического мероприятия по вопросу экспертизы проекта бюджета муниципального образования на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЁННОГО

ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ по вопросу

 экспертизы проекта решения Ульяновской Городской Думы «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск»

на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».



 
29 ноября 2022 г. 

 

1. Проект бюджета внесён в Контрольно-счётную палату в сроки, установленные решением Ульяновской Городской Думы от 25.06.2014 №80 «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Ульяновск» (в редакции от 29.09.2021 №175), постановлением Ульяновской Городской Думы от 26.10.2022 №103 «Об утверждении плана организационных мероприятий по рассмотрению проекта бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (с изменениями). Одновременно с Проектом решения представлены документы и материалы, предусмотренные Положением о бюджетном процессе, с соблюдением ст. 184.1, ст. 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Заключение от 23.11.2022 на проект решения Ульяновской Городской Думы «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» по предмету проекта бюджета города в первом чтении подготовлено и направлено в Ульяновскую Городскую Думу (исх. Контрольно-счётной палаты от 23.11.2022 №803) и Главе города Ульяновска (исх. Контрольно-счётной палаты от 23.11.2022 №802).  

2. 
В соответствии с представленным Проектом решения о бюджете, предлагаются к утверждению следующие основные характеристики бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год:
- общий объём доходов бюджета города – 19 205 356,81217 тыс. руб., в том числе безвозмездные поступления из областного бюджета – 12 081 324,56217   тыс. руб.;
-  общий объём расходов бюджета – 19 705 356,81217 тыс. руб.;
- дефицит бюджета – 500 000,0 тыс. руб. или 7,0% объёма доходов без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений.         
 Основные характеристики бюджета на плановый период 2024 и 2025 годов:
- общий объём доходов бюджета города: на 2024 год – 16 672 175,68087 тыс. руб., в том числе безвозмездные поступления из областного бюджета – 9 323 316,38087 тыс. руб., на 2025 год – 15 275 556,06472 тыс. руб., в том числе безвозмездные поступления из областного бюджета – 7 614 650,66472 тыс. руб.
-  общий объём расходов бюджета города: на 2024 год – 16 672 175,68087 тыс. руб., в том числе условно утверждённые расходы в сумме 188 676,0 тыс. руб., на 2025 год – 15 275 556,06472 тыс. руб., в том числе условно утверждённые расходы в сумме 383 045,3 тыс. руб.         
На 2024, 2025 годы предлагается бездефицитный бюджет муниципального образования «город Ульяновск».  

3.  В соответствии с пояснительной запиской к Проекту бюджета (Приложение №2 к Письму №73 - ИОМСУ-24.01/20098) бюджет города на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов составлен в условиях базового варианта Прогноза СЭР.    Исходной базой для разработки прогноза доходов бюджета являлись, в том числе параметры Прогноза СЭР: сводный индекс потребительских цен в среднем за год (2023 – 108,0%, 2024 – 104,2%, 2025 – 104,0%); сводный индекс потребительских цен (к декабрю) (2023- 105,4%, 2024 – 103,7%, 2025 -104,0%); темп роста фонда заработной платы (2023 – 105,6%, 2024 – 105,6%, 2025 – 106,0%).  

4. Объём доходов Проекта бюджета прогнозируется:
- на 2023 год в общей сумме 19 205 356,8  тыс. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы 7 124 032,2 тыс. руб., безвозмездные  поступления – 12 081 324,6 тыс. руб.
-  на 2024 год в общей сумме 16 672 175,7 тыс. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы 7 348 859,3 тыс. руб., безвозмездные поступления – 9 323 316,4 тыс. руб.;
- на 2025 год – в сумме 15 275 556,1 тыс. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы 7 660 905,4 тыс. руб., безвозмездные поступления – 7 614 650,7 тыс. руб.  

5. Согласно данным, представленным Управлением федеральной налоговой службы по Ульяновской области (представлены в Управление инвестиций и планирования администрации города Ульяновска (далее - Управление инвестиций) общая сумма налоговых расходов за 2021 год составила 84 166,0 тыс. руб. (25 наименований льгот).
В Контрольно-счётную палату представлены:
-  проект перечня налоговых расходов муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Перечень) на 2023 год и плановый период до 2025 года, который содержит 20 наименований налоговых расходов (объединены по пунктам (подпунктам) нормативно-правовых актов). Кроме информации, предусмотренной п.2 Общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 №796, Перечень также содержит информацию об объёме выпадающего дохода, распределенного по годам (суммы за 2021 год (факт), 2023, 2024, 2025 годы (прогноз)).
- Перечень на 2020 год и плановый период до 2023 года, утверждённый Главой города Ульяновска 19.08.2020. Перечень на 2021 год и плановый период (2022 и 2023 год) Контрольно-счётной палате не представлен.
Порядком формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов муниципального образования «город Ульяновск», утверждённым постановлением администрации города Ульяновска от 21.05.2020 №697 (далее - Порядок №697) форма Перечня не утверждена, не предусмотрено утверждение (сроки утверждения) Перечня и порядок его согласования. Иные документы регулирующие указанные вопросы не выявлены. Учитывая условия ст.6 БК РФ и п.2.1 ч.2 Порядка №697, не представляется возможным определить на основании какого Перечня (документа) была осуществлена в 2022 году оценка эффективности налоговых расходов (за 2021 год), представленная в Контрольно-счётную палату кураторами налоговых расходов (далее – Кураторы) и сводная оценка налоговых расходов, представленная Управлением инвестиций.  
5.1.  В ходе анализа документов, представленных в Контрольно-счётную палату Кураторами (в рамках исполнения п.4.1. Порядка №697) и Управлением инвестиций установлено следующее:
5.1.1.  Информация о нормативных и целевых характеристиках налоговых расходов для проведения оценки, предусмотренная Приложением к Порядку №697 (перечень показателей), 5 Кураторами (Управление по охране окружающей среды администрации города Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Управление культуры администрации города Ульяновска, Управление по делам семьи администрации города Ульяновска, Администрация города Ульяновска) не представлена.
Указанная информация (Перечень показателей для проведения налоговых расходов муниципального образования «город Ульяновск») представлена Управлением муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (по 2 налоговым расходам) и Управлением инвестиций (по 35 налоговым расходам).  
5.1.2.  Расчёты, предусмотренные разделом 4 Порядка №697 и осуществлённые Кураторами в процессе оценки налоговых расходов, и пояснения (обоснования) выводов, сделанных на основании расчётов в представленных 4 Кураторами (Управление по охране окружающей среды администрации города Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Управление культуры администрации города Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска) документах отсутствуют.
В результатах оценки Управления по делам семьи администрации города Ульяновска, отсутствует расчёт критерия результативности налогового расхода, предусмотренный п.4.5 Порядка №697.
Администрацией города Ульяновска расчеты и пояснения (обоснования) по оценке налоговых расходов не представлены.  
5.1.3.  Согласно п.4.3 Порядка №697 при необходимости Кураторами налоговых расходов могут быть установлены иные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.
При этом, информацию о документе, в котором могут быть установлены (закреплены) Кураторами иные критерии, Порядок №697 не содержит.
Так, например, оценка налоговых расходов Российской Федерации осуществляется на основании методик оценки эффективности налоговых расходов, разработанных кураторами налоговых расходов (п.11. Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2019 №439), которые включают, в том числе, информацию о источниках информации для проведения оценки эффективности, пороговые значения, при достижении которых льгота является востребованной, формулы расчёта критериев и т.п.
5.1.4.  Установлено, что в оценке налоговых расходов, представленной Кураторами, отсутствует информация с предложением об отмене налоговых расходов по расходам, предлагаемым к отмене в пояснительной записке Управления инвестиций (см.стр.8 заключения).
Так, в оценке эффективности налоговых расходов Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска налоговые расходы «Освобождение от уплаты земельного налога общественных объединений пожарной охраны» (решение УГД от 30.08.2017 №87 п.п.5 п.5), «Освобождение от уплаты земельного налога добровольных пожарных, имеющих земельные участки, кадастровая стоимость которых не превышает 300 тыс. руб. (решение УГД от 30.08.2017 №87 п.п.6 п.5) – востребованы, тогда как Управлением инвестиций указанные налоговые расходы предлагаются к отмене.
В оценке эффективности налоговых расходов Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска информация по налоговому расходу «Освобождение от уплаты земельного налога физических лиц и организаций за земельные участки, предоставленные для строительства в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта муниципального образования «город Ульяновск», на срок не более 5 лет с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором инвестиционному проекту присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта муниципального образования «город Ульяновск»» отсутствует. Следует отметить, что в проекте Перечня на 2023 год и плановый период до 2025 года информация об указанной налоговой льготе отсутствует.  
5.1.5. Таким образом, учитывая вышеизложенное, представленная Кураторами оценка налоговых расходов за 2021 не соответствует требованиям Порядка №697.
В соответствии с п.2 ст.174.3 БК РФ результаты оценки налоговых расходов учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ.  

6. Проектом бюджета на 2023 год предусмотрен общий объём расходов бюджета в сумме 19 705 356,8 тыс. руб., что:
- на 5 399 001,6 тыс. руб. (37,7%) больше первоначально утверждённого общего объёма расходов на 2022 год (14 306 355,2 тыс. руб.),
- на 2 457 416,8 тыс. руб. (14,2%) больше общего объёма расходов бюджета в уточнённой редакции Решения о бюджете (решение Ульяновской Городской Думы от 28.09.2022 №102 (17 247 940,0 тыс. руб.)),
- на 3 183 727,3 тыс. руб. (19,3%) и на 2 178 480,0 тыс. руб. (12,4%) больше утверждённого решением о бюджете общего объёма расходов на плановый период 2023 года в первоначальной редакции (16 521 629,5 тыс. руб.) и уточнённой редакции Решения о бюджете (решение Ульяновской Городской Думы от 19.10.2022 №114 (17 526 876,8 тыс. руб.)) соответственно.  
6.1.  Проектом бюджета на 2023 год по сравнению с первоначально утверждённым на 2022 год решением о бюджете наибольшее увеличение расходов (37,2% от общей суммы увеличения объёма расходов) предусматривается по разделу «Национальная экономика» - на 2 010 224,7 тыс. руб. или на 123,5%.
Наибольшая доля расходов в Проекте бюджета на 2023 год предусмотрена в отношении разделов:
- «Образование» - 47,0%, в первоначальной редакции на 2022 год – 53,7%;
-  «Национальная экономика» - 18,5%, в первоначальной редакции на 2022 год – 11,4%;
-  «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 10,0%, в первоначальной редакции  на 2022 год – 11,5%.
6.2.  Согласно Приложению №3 к Проекту решения, ведомственной структурой расходов бюджета города на 2023 - 2025 годы предусмотрены бюджетные ассигнования 13 ГРБС.
В Проекте бюджета на 2023 год более 80% расходов предусматривается 3 ГРБС: Управлению образования администрации города Ульяновска – 43,5%         (8 568 125,3 тыс. руб.), администрации города Ульяновска – 30,0% (5 906 011,6 тыс. руб.), Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска – 13,3% (2 618 355,6 тыс. руб.).
По отношению к ожидаемому исполнению бюджета на 2022 год в Проекте решения на 2023 год предусмотрено ассигнований свыше 100% для 10 ГРБС, менее 100% – для 3 ГРБС.
В сравнении с уточненным решением о бюджете на 2022 год (в ред. от 28.09.2022 №102) в 2023 году предусмотрено:
- увеличение расходов по 10 ГРБС (прирост от 0,2% (по Управлению по делам семьи администрации города Ульяновска) до более чем в 8 раз по Финансовому управлению администрации города Ульяновска)),
- снижение расходов по 3 ГРБС (снижение от 0,4% (по Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска) до 70,0% (по Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска)).  
6.3. В 2023 году предусматривается 17 случаев предоставления субсидий, из которых: 11 или 64,7% - некоммерческим организациям; 6 или 35,3% - другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В соответствии с Проектом бюджета в 2023-2025 годах предусматривается предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям (не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями) на общую сумму 675 596,1 тыс. руб., в том числе в 2023 году – 241 946,0 тыс. руб., в 2024 – 250 227,7 тыс. руб., в 2025 году – 183 422,4 тыс. руб.
В общем объёме расходов бюджета города в 2023 году объём бюджетных ассигнований, предусмотренный на предоставление субсидий составляет 1,2% (в 2022 году согласно уточнённой редакции Решения о бюджете – 2,9%).
Проектом решения на 2023 год на предоставление субсидий предусматриваются бюджетные ассигнования:
-некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями в объёме 45 734,6 тыс. руб. (18,1% общего объёма субсидий), что меньше на 1 391,3 тыс. руб. или 2,9% объёма  ассигнований уточнённой редакции Решения о бюджете на 2022 год и  на  78 860,4 тыс. руб. или 61,1% объёма ассигнований показателей планового периода 2023 года уточнённой редакции Решения о бюджете;
- юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в объёме 196 211,4 тыс. руб. (81,1% общего объёма субсидий), что меньше на 271 586,9 тыс. руб. или 58,1% объёма  ассигнований уточнённой редакции Решения о бюджете на 2022 год и на  26 211,3 тыс. руб.  или 11,8% объёма  ассигнований показателей планового периода 2023 года уточнённой редакции Решения о бюджете.  

7.  В соответствии  с приложением  №14 «Структура муниципального долга  муниципального образования «город Ульяновск» к Проекту бюджета размер  долговых обязательств на 01.10.2022 составил - 4 047 098,60 тыс. руб. (кредиты от кредитных организаций – 2 950 798,60 тыс. руб.; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 1 096 300,00 тыс. руб.) или 92,6% верхнего предела муниципального долга муниципального образования «город Ульяновск» на 01.01.2023 и на 276 500,00 тыс. руб. или  7,3 % выше  размера  долговых обязательств по состоянию на 01.01.2022.            
7.1.  Пунктом 3 Проекта решения о бюджете верхний предел муниципального внутреннего долга  планируется на 01.01.2024, на 01.01.2025, на 01.01.2026 года в сумме  4 270 598,60 тыс. руб.           Верхний предел муниципального внутреннего долга, предусмотренный Проектом решения о бюджете на 01.01.2024 и 01.01.2025 на 100 000,00 тыс. руб. или 2,3% ниже верхнего предела муниципального внутреннего долга на 01.01.2024 и 01.01.2025 утвержденного Решением о бюджете.
В 2023 году ожидается увеличение объёма муниципального долга на  500 000,00 тыс. руб. или 13,3% относительно прогнозной оценки на конец 2022 года (3 770 598,60 тыс. руб.).  
7.2.   Планируемый Проектом решения о бюджете верхний предел муниципального внутреннего долга на 01.01.2025 и на 01.01.2026 года в сумме 4 270 598,60 тыс. руб. не взаимоувязан с показателями проекта программ муниципальных внутренних заимствований на 2024-2025 годы. При планируемых объемах погашения муниципальных долговых обязательств в сумме 163 960,00 тыс. руб. ежегодно, верхний предел муниципального внутреннего долга остаётся на неизменном уровне.  
7.3. Верхний предел муниципального внутреннего долга к объёму доходов, без учета объёма безвозмездных поступлений, исходя из показателей Проекта решения о бюджете на 2023 год, 2024 и 2025 годы составляет 59,9%, 58,1%, 55,7% и не превышает ограничение, установленное бюджетным законодательством.  
7.4.  Верхний предел муниципального  внутреннего  долга  к собственным доходам бюджета на 2023 год, 2024 и 2025 годы составляет 32,6%, 37,8%, 43,4%.  
7.5. В предстоящем трехлетнем периоде планируется рост долговой нагрузки, приходящейся на одного жителя города Ульяновска: в 2025 году размер долговой нагрузки на 1 человека увеличится на 1,2 % (82,61 руб.) до 6 766,91 рублей.

8. 
В 2023-2025 годах предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание муниципального долга, которые вырастут  с  239 485,00 тыс. руб. в 2023 году до 340 583,00 тыс. руб. в 2025 году, или на 42,2%. Относительно бюджетных ассигнований 2022 года согласно Решению о бюджете на 117 370,43 тыс. руб., или на 52,6%.   
8.1.  Планируемое увеличение объема расходов на обслуживание муниципального долга на 2023-2025 годы не взаимоувязано с задачей МП Управление финансами (оптимизация структуры и снижение объема расходов на обслуживание муниципального долга.) с учётом п. 1.2 Порядка принятия решения о разработке, формировании, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного постановлением администрации города Ульяновска от 29.07.2016 №2154.  
8.2.  В 2023 году расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с расходами на 2022 год, согласно  Решению о бюджете увеличиваются на 16 272,43 тыс. руб., или на 7,3%.  
8.3. Предусмотренные Проектом решения о бюджете ассигнования на обслуживание муниципального долга на 2023 год на 35 719,43 тыс. руб. или 17,5% выше ассигнований планового периода 2023 года утвержденных Решением о бюджете, на 2024 год на 93 253,43 тыс. руб. или 41,1% выше ассигнований планового периода 2024 года, утвержденных Решением о бюджете.
8.4. Планируемая доля расходов на обслуживание муниципального долга, в общем объёме расходов бюджета города, за исключением расходов, осуществляемых за счёт субвенций, составит в 2023, 2024 и 2025 годах, соответственно, 1,8%, 2,8% и 3,5%.  
8.5. При планировании бюджетных ассигнований на обслуживание муниципального долга муниципального образования «город Ульяновск» на 2023-2025 годы, в расчет включено планируемое привлечение и погашение долгового обязательства в виде кредита кредитной организации в валюте РФ в сумме 100 000,00 тыс. руб., что не соответствует показателям проекта программ муниципальных заимствований на 2023-2025 годы.    

9. 
Муниципальные гарантии в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов, также как и в 2022 году, предоставлять не планируется, верхний предел долга по муниципальным гарантиям составляет 0,0 тыс. руб.

10. 
Проектами программ муниципальных заимствований на 2023-2025 годы предусматривается плановое привлечение и погашение заемных средств в общей сумме 3 507 289,60 тыс. руб. и 3 335 209,60 тыс. руб., в том числе: привлечение кредитов кредитных организаций в валюте РФ и бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ (на пополнение остатков средств на счете бюджета) в сумме 2 897 058,60 тыс. руб. и 610 231,00 тыс. руб.; погашение кредитов кредитных организаций в валюте РФ и бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ (на пополнение остатков средств на счете бюджета и бюджетный кредит из областного бюджета Ульяновской области) в сумме 2 233 098,60 тыс. руб. и 1 102 111,00 тыс. руб.  
10.1.  В 2023 году плановое привлечение заемных  средств предусматривается в сумме 2 022 574,60 тыс. руб., что на 626 274,60 тыс. руб. (44,9%) выше планового привлечения на 2022 год (1 396 300,00 тыс. руб., согласно  Решению о бюджете) и на 1 174 191,00 тыс. руб.    (в 2,4 раза) выше привлечения на плановый период 2023 года согласно Решению о бюджете;  плановое погашение заемных средств –  1 522 574,60 тыс. руб., что на 426 274,60 тыс. руб. (38,9%) выше планового погашения на 2022 год (1 096 300,00 тыс. руб., согласно  Решению о бюджете) и на 510 231,00 тыс. руб. (50,4%) выше погашения на плановый период 2023 года согласно Решению о бюджете.
10.2. В 2024 году плановое привлечение и погашение заемных средств предусматривается в сумме 745 715,00 тыс. руб. и 909 675,00 тыс. руб., что на 100 000,00 тыс. руб. (кредиты кредитных организаций в валюте РФ) ниже объёмов привлечения и погашения планового периода 2024 года согласно Решению о бюджете.  
10.3. В 2025 году плановое привлечение и погашение заемных средств предусматривается в сумме 739 000,00 тыс. руб. и 902 960,00 тыс. руб., что на  6 715,00 тыс. руб. (кредиты кредитных организаций в валюте РФ) ниже планового привлечения и погашения на 2024 год.  
10.4. Значение показателя, ограничивающего объём заимствований по отношению к объёму средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств, исходя  из  показателей,  Проекта решения на 2023 год, 2024 и 2025 годы составляет 100%, 81,9%, 81,8% и не превышает ограничение, установленное бюджетным  законодательством.  

11. В соответствии с п.9 Проекта бюджета общий объём бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств (далее –ПНО) на 2023 год установлен  в сумме 136 785,1 тыс. руб., на 2024 год – 129 430,0 тыс. руб., на 2025 год – 129 598,4 тыс. руб.
Уточнённой редакцией Решения о бюджете объём бюджетных ассигнований на исполнение ПНО установлен: на 2022 год в сумме 135 428,2 тыс. руб., на 2023 год – 120 435,1 тыс. руб., на 2024 год – 120 843,4 тыс. руб.
Сравнительный анализ общего объёма бюджетных ассигнований на исполнение ПНО, указанного в Проекте бюджета, с действующей редакцией Решения о бюджете показывает увеличение размеров бюджетных ассигнований на исполнение ПНО, в т.ч:  в 2023 году – на 16 350,0 тыс. руб., в 2024 году – на 8 586,6 тыс. руб.
В общем объёме расходов бюджета города в 2023 году объём бюджетных ассигнований, предусмотренный на исполнение ПНО, составляет 0,7% (в 2022 году согласно уточнённой редакции Решения о бюджете – 0,8%).
Расчёт ассигнований, указанных в перечне ПНО, представлен, в основном, исходя из количества поступивших в первом полугодии 2022 года обращений граждан, размеров выплат по каждому виду обязательств и предполагаемого количества нуждающихся в мерах социальной поддержки в 2023-2025 годах.
В ходе анализа указанного расчёта, с учётом оценки фактического исполнения публичных нормативных обязательств за 2017-2021гг. и первого полугодия 2022г. установлено, что размеры и прогнозируемое количество выплат по обязательствам в целом не претерпели изменений. 
По ПНО «Единовременная денежная выплата одному из родителей (или законному представителю) в связи с рождением одновременно трёх и более детей, постоянно проживающему на территории муниципального образования «город Ульяновск» потребность планируемых ассигнований на 2023 год составляет 200,0 тыс. руб. (размер выплаты - 50,0 тыс. руб.)  при недостаточном её обосновании: указанная мера социальной поддержки рассчитана из количества нуждающихся 4 человека, при этом обращений за выплатами в 2020 -2021 гг. и в первом полугодии 2022 года не поступало (мера социальной поддержки действует с 2020 года согласно решению УГД от 18.12.2019 №133). Аналогичное замечание было отражено в Заключении от 29.11.2021.
Следует отметить, что ассигнования по ПНО «Единовременная денежная выплата одному из родителей (или законному представителю) в связи с рождением одновременно трёх и более детей, постоянно проживающему на территории муниципального образования «город Ульяновск», предусмотренные решением о бюджете на 2022 год Управлению по делам семьи администрации города Ульяновска в размере 200,0 тыс. руб., были  перераспределены  по смете ГРБС путём полного их снятия (решение Ульяновской Городской Думы от 19.10.2022 №114).

12. В соответствии с п. 10 Проекта решения размер резервного фонда администрации города Ульяновска предусмотрен:
-  на 2023 год в сумме 30 000,0 тыс. руб.;
-  на 2024 год в сумме 30 000,0 тыс. руб.;
- на 2025 год в сумме 30 000,0 тыс. руб.  

13. Проект АИП на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов с пояснительной запиской представлен одновременно с Проектом бюджета (Приложение №8 к Письму от 07.11.2022 №73-ИОМСУ-24.01/20098).
Положение о порядке формирования и реализации адресной инвестиционной программы муниципального образования «город Ульяновск» утверждено постановлением администрации города Ульяновска от 30.05.2022 №749 (далее - Положение от 30.05.2022 №749), которое имеет ряд грамматических ошибок в абзаце 2 пункта 1.3., абзацах 5 и 7 пункта 2.4.2.  и т.д.). Формирование АИП осуществляет управление инвестиций и планирования администрации города Ульяновска (далее – Управление инвестиций).
В проекте АИП запланированы бюджетные ассигнования на осуществление капитальных вложений в общем объёме 6 161 541,4 тыс. руб., в т.ч.: на 2023 год – 3 827 454,9 тыс. руб.; на 2024 год –  1 886 115,4 тыс. руб.; на 2025 год –  447 971,1 тыс. руб.
Проект АИП содержит сведения о 17 инвестиционных проектах (далее – инвестпроект), включенных в 6 муниципальных программ (в 2023 году - 14 инвестпроектов; в 2024 году - 5; в 2025 году - 3) и предусматривает распределение бюджетных ассигнований трём ГРБС.
Анализ  действующей АИП (в редакции от 25.07.2022)  на 2023-2024 гг. и проекта АИП на 2023-2025гг. показал следующее: проект АИП предусматривает увеличение общего объёма бюджетных ассигнований  в 2023-2024 годах на 708 031,5 тыс. руб. (в 2023 – на  643 301,0 тыс. руб., в 2024 – на  64 730,5 тыс. руб.); в проект АИП на 2023-2024гг. внесено дополнительно 8 объектов на общую сумму 1 006 149,5 тыс. руб., не предусмотренных  действующей  редакцией АИП;  в проекте АИП на 2023-2024гг. отсутствуют 4 объекта, расходы по которым  на общую сумму 643 117,3 тыс. руб. предусмотрены в действующей редакции АИП  на 2023-2024 годы.
Осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в 2023-2025 годах предусматривается по 5 разделам классификации расходов бюджета. Наибольший объём бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в 2023-2025 годах предусмотрен по разделу 0600 «Охрана окружающей среды» – 48,9% от общего объёма АИП, в том числе по годам: 2023 – 36,1%, 2024 -  64,0%, 2025 – 94,8%.
Бюджетные ассигнования на реализацию проекта АИП предусматриваются в рамках 4 региональных проектов, направленных на достижение результатов реализации федеральных проектов, входящих в составы национальных проектов, и составляют: на 2023 год – 3 687 486,6 тыс. руб. или 96,3% общего объёма проекта АИП на 2023 год, на 2024 год – 1 882 503,4 тыс. руб. или 99,8% общего объёма проекта АИП на 2024 год, на 2025 год – 444 058,1тыс. руб. или 99,1 % общего объёма проекта АИП на 2025 год. Наибольший объём ассигнований от общего объёма бюджетных ассигнований на реализацию региональных проектов, направленных на достижение результатов реализации федеральных проектов, входящих в составы национальных проектов, в проекте АИП на 2023-2025 годы предусмотрен на региональный проект «Оздоровление Волги», направленный на достижение соответствующих результатов реализации федерального проекта «Оздоровление Волги», входящего в состав национального проекта «Экология» - 37,4%, 64,1%, 95,6% соответственно.
В разрезе ГРБС наибольший объём ассигнований на реализацию АИП в 2023-2025 годах предусмотрен Администрации города Ульяновска: в 2023 году – 3 778 274,2 тыс. руб., или 98,7 % общего объёма бюджетных ассигнований проекта АИП на 2023 год; в 2024 году – 1 882 503,4 тыс. руб. или 99,8 % общего объёма бюджетных ассигнований проекта АИП на 2024 год; в 2025 году – 444 058,1 тыс. руб. или 99,1 % общего объёма бюджетных ассигнований проекта АИП на 2025 год.
Доля расходов АИП в общем объёме расходов бюджета города составляет: в 2023 году – 19,4%, в 2024 году – 11,3%, в 2025 году – 2,9%.  
13.1.  Положением от 30.05.2022 №749 определён порядок формирования  проекта АИП, согласно которому ГРБС представляют в Управление инвестиций заявку о включении инвестпроекта в проект АИП по установленной форме,  пояснительную записку, содержащую перечень информации, и положительное заключение  об эффективности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», направляемых на капитальные вложения в соответствии с постановлением администрации города Ульяновска от 29.09.2016 №2713 «Об оценке эффективности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», направляемых на капитальные вложения» (далее - Порядок от 29.09.2016 №2713). В случае, если в отношении предлагаемых к включению в проект АИП инвестпроектов отсутствует полный пакет документов, ГРБС направляет в Управление подробное обоснование необходимости включения данных инвестпроектов в проект АИП с указанием причин отсутствия полного пакета документов, и  указанием сроков их представления. Управление инвестиций проверяет представленные ГРБС документы на предмет соответствия требованиям Положения от 20.10.2011 №4772, в случае, если документы: не соответствуют указанным требованиям - возвращает их ГРБС на доработку; соответствуют требованиям - формирует сводный перечень инвестпроектов, заявленных ГРБС для включения в проект АИП.
В пояснительной записке к проекту АИП по всем инвестпроектам не отражена информация о наличии положительных заключений к инвестпроектам об эффективности использования средств бюджета города, направляемых на капитальные вложения, а также о наличии обоснований от ГРБС о необходимости включения инвестпроектов в проект АИП.
Управлением инвестиций (по запросу Контрольно-счётной палаты) представлены: заключения об эффективности использования средств бюджета города, направляемых на капитальные вложения, к 9 инвестпроектам из 17 и обоснование от управления по строительству администрации города Ульяновска о необходимости включения 6 инвестпроектов в проект АИП (служебная записка в адрес управления инвестиций и планирования администрации города Ульяновска от 19.10.2022 б/н).
13.2.    В ходе анализа представленных девяти заключений об эффективности использования средств бюджета города, направляемых на капитальные вложения, установлено, что по 7 объектам инвестпроектов заключения содержат неактуальную для проекта АИП информацию, в части указания сроков реализации и стоимости инвестпроектов, при этом 3 заключения датированы  2019 и 2020 годами и составлены Финансовым управлением администрации города Ульяновска.
Согласно п.1.2.,п.3.10. Порядка  проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», направляемых на капитальные вложения, утверждённому постановлением администрации города Ульяновска от 29.09.2016 №2713: проверка инвестпроектов осуществляется управлением инвестиций и планирования администрации города Ульяновска;  в случае, если в ходе реализации инвестиционного проекта, в отношении которого имеется положительное заключение, увеличилась сметная (предполагаемая) стоимость объекта капитального строительства, или иным образом существенно изменились исходные данные для расчёта интегральной оценки обоснованности и эффективности использования средств бюджета города, направляемых на капитальные вложения, то в отношении такого инвестиционного проекта проводится повторная проверка.
С учётом вышеуказанных замечаний, из 9 представленных заключений об эффективности использования средств бюджета города, направляемых на капитальные вложения:
- информация, содержащаяся в заключениях в отношении двух объектов инвестпроектов, соответствует проекту АИП;
- в отношении 7 объектов инвестпроектов, включенных в проект АИП, Управлением не представлена информация по   проведению повторной проверки инвестпроектов, при наличии изменений их стоимости и сроков реализации.
Не представлены заключения и обоснования по двум объектам инвестпроектов: «Подготовка документации и строительство отдельных объектов дорожного хозяйства»; «Подготовка проектной документации на противооползневые работы».
Согласно Положению от 20.10.2011 №4772, в случае невозможности предоставления полного пакета документов, а также при возникновении споров по вопросам включения (исключения) инвестпроектов в проект АИП инвестпроекты рассматриваются на согласительной комиссии, по результатам рассмотрения которых согласительная комиссия принимает решение о включении (об отказе во включении), исключении инвестпроекта из проекта АИП, а также иные решения, касающиеся формирования проекта АИП (п.2.7. - 2.9.). 
Согласно информации, предоставленной Управлением инвестиций, заседания согласительной комиссии при формировании проекта АИП на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов не проводились.
С учётом вышеизложенного, Управлением инвестиций были приняты решения о включении в АИП двух вышеуказанных объектов инвестпроектов при отсутствии документов, определенных Положением от 20.10.2011 №4772, в т.ч. при отсутствии положительных заключений по результатам проверки оценки эффективности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», направляемых на капитальные вложения, и при отсутствии каких-либо обоснований от ГРБС и решений согласительной комиссии.
Кроме того, в нарушение п.2.11. Положения от 20.10.2011 №4772   данные объекты («Подготовка документации и строительство отдельных объектов дорожного хозяйства»; «Подготовка проектной документации на противооползневые работы») включены в проект АИП при отсутствии указания юридических наименований, наименований, указанных в проектной документации и (или) указаний наименований улиц, переулков и площадей муниципального образования «город Ульяновск».
Таким образом, при наличии указанных замечаний, два вышеназванных объекта с общим объёмом ассигнований 90 787,6 тыс. руб. не подлежали включению в проект АИП.  
13.3. Положительное заключение по результатам проверки на предмет эффективности использования средств бюджета является обязательным документом, необходимым для принятия решения о предоставлении средств бюджета на осуществление капитальных вложений (ч.1 ст.14 Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», п.1.3 Порядка от 29.09.2016 №2713).
Из общего количества инвестпроектов (17), включенных в проект АИП, 15 инвестпроектов или 88,2% общего количества инвестпроектов не имеют положительных заключений по результатам проверки оценки эффективности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», направляемых на капитальные вложения (либо в таких заключениях имеется неактуальная информация); объём бюджетных ассигнований  предусмотрен: на 2023 год- 3 824 454,9 тыс. руб., что составляет 99,9% общего объёма бюджетных ассигнований проекта АИП на 2023 год; на  2024 год – 1 882 503,4 тыс. руб., что составляет 99,8% общего объёма бюджетных ассигнований проекта АИП на 2024 год; на 2025 год – 444 058,1 тыс. руб., что составляет 99,1% общего объёма бюджетных ассигнований по проекту АИП на 2025 год.
Аналогичное замечание по 9 объектам капитального строительства было отражено в Заключении от 29.11.2021.
Распределение бюджетных ассигнований в проекте АИП с несоблюдением установленного порядка формирования АИП, влечет риски осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности с нарушением действующего законодательства.
Таким образом, бюджетные ассигнования на осуществление капитальных вложений в общей сумме 6 151 016,4 тыс. руб. возможны к реализации АИП с учётом соблюдения предъявляемых требований.
В соответствии со ст.15.15.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций.  

14. Решением о бюджете объём бюджетных ассигнований дорожного фонда муниципального образования «город Ульяновск» утвержден в сумме: на 2022 год – 1 811 535,49  тыс. руб., что на 1 130 891,53 тыс. руб. или в 2,7 раза больше первоначально утверждённого дорожного фонда; на 2023 год – 2 393 590,76 тыс. руб., что на 416 669,03 тыс. руб. или 21,1% больше первоначально утверждённого дорожного фонда; на 2024 год – 1 487 125,28 тыс. руб. что на 676 654,70 тыс. руб. или 83,5% больше первоначально утверждённого дорожного фонда.
Пунктом 23 Проекта решения о бюджете предусмотрено утверждение дорожного фонда на 2023 год, 2024 и 2025 годы в объёме 2 501 318,63 тыс. руб., 1 387 287,69 тыс. руб., 738 841,90 тыс. руб. соответственно. По сравнению с Решением о бюджете Проектом решения о бюджете, на 2023 год запланировано увеличение поступлений в дорожный фонд на 107 727,87 тыс. руб. (4,5%), на 2024 год запланировано снижение дорожного фонда на 99 837,59 тыс. руб. (6,7%). 
14.1. Поступление бюджетных ассигнований в дорожный фонд планируется по 5 источникам формирования дорожного фонда из 10 определённых Порядком формирования и использования дорожного фонда муниципального образования «город Ульяновск», утверждённым решением Ульяновской Городской Думы от 31.10.2012 № 167 (с изменениями, далее - Порядок от 31.10.2012 №167).          
Основной объём по источникам формирования дорожного фонда на 2023-2025 годы приходится на межбюджетные трансферты, их доля в общем прогнозе доходов составляет 97,8%, 96,1%, 92,6%.
14.2. В письме Минфина РФ от 13.02.2019 № 02-05-11/8936 указано, что доходы местного бюджета от предоставления субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, связанных с благоустройством дворовых территорий, должны быть включены в источники формирования доходов дорожного фонда муниципального образования.
Объём средств, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области муниципальному образованию «город Ульяновск» на реализацию программ формирования современной городской среды предусмотрен в проекте бюджета Ульяновской области на 2023 год в размере 198 107,46 тыс. руб., на 2024 и 2025 годы в размере 219 993,68 тыс. руб.
Таким образом, формирование доходов дорожного фонда должно быть осуществлено с учётом письма Минфина РФ от 13.02.2019 № 02-05-11/8936, на что Контрольно-счётная палата неоднократно обращала внимание в заключениях на проекты решений о местном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (Заключение от 27.11.2020, Заключение от 29.11.2021).  
14.3.    В соответствии с п.3.1, 3.1.1 Порядка от 31.10.2012 №167 из 8 предусмотренных направлений расходов бюджетные ассигнования дорожного фонда в 2023 году планируется направить на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог (2 362 136,30 тыс. руб.) и обустройство автомобильных дорог в целях повышения безопасности дорожного движения (139 182,40 тыс. руб.), в 2024-2025 годы на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог.
Бюджетные ассигнования на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов Проектом решения о бюджете на 2023-2025 годы не предусмотрены (по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» классификации расходов бюджета).  

15. В 2023 году планируется реализация 23 муниципальных программ (далее –МП) и 6 ведомственных целевых программ (далее – ВЦП) муниципального образования «город Ульяновск».
В общем объёме расходов, предусмотренных Проектом бюджета на 2023 год в размере 19 705 356,81 тыс. руб., расходы на МП и ВЦП составляют 17 906 888,07 тыс. руб. или 90,87%.
Объём финансирования на реализацию МП и ВЦП, предусмотренный проектом бюджета на 2023 год (17 906 888,07 тыс. руб.), больше на 4 835 386,15 тыс. руб. или на 36,99% бюджетных ассигнований, предусмотренных первоначальным бюджетом на 2022 год (13 071 501,92 тыс. руб.).
Информация о бюджетных ассигнованиях, выделенных на реализацию МП и ВЦП на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, представлена в Приложении №2 к Заключению.  
15.1. Анализ проектов паспортов МП на 2023 год , в том числе сравнительный анализ с паспортами действующих МП в 2022 году (с учётом последней редакции), показал, что прослеживается тенденция увеличения сроков реализации МП с 2 до 13 лет, производится постоянная корректировка показателей целевых индикаторов, в том числе замена плановых  показателей на фактически достигнутые.
Анализ показателей целевых индикаторов, отраженных в Проектах МП на 2023 год, в том числе сравнительный анализ с паспортами действующих МП в 2022 год,  свидетельствует о сокращении количества действующих целевых индикаторов, изменении отдельных значений показателей (производится постоянная корректировка показателей целевых индикаторов, в т.ч. замена плановых  показателей на фактически достигнутые), при ежегодном увеличении сроков реализации МП с 2 (период, согласно первоначальной редакции МП)  до 13 лет (с учётом внесения изменений в МП).
Сравнительный анализ паспортов МП  в разрезе объёмов финансирования, сроков (этапов) реализации и количества целевых индикаторов представлен в  Приложении №3 к Заключению.
15.2. В соответствии с разделом 2. «Планы и программы, направленные на достижение стратегических целей» План мероприятий по реализации Стратегии, содержит перечень МП и ВЦП муниципального образования «город Ульяновск»,  который соответствует Приложению №4 к Проекту решения.
В перечень МП и ВЦП муниципального образования «город Ульяновск» Плана мероприятий по реализации Стратегии не внесены изменения, связанные с изменением наименования программы, реквизитами НПА и ответственными за реализацию программ.
Представленные проекты паспортов МП не в полной мере соответствуют целям и показателям, установленным в Плане мероприятий по реализации Стратегии.
Например, в Плане мероприятий по реализации Стратегии:
- Инициатива 3. Повышение качества профориентации, предусматривает такие показатели, как «Доля выпускников 9 и 11 классов образовательных организаций, продолживших своё обучение по выбранному профилю, %» и «Создание условий для профессиональной ориентации обучающихся 5-9 классов по направлению рабочих и инженерных профессий (процент школ, ведущих работу по этому направлению)», которые не учтены в действующей МП и Проекте Паспорта на 2023 год.
- Инициатива 13. Развитие туризма, мероприятие «Оказание информационной поддержки участникам международного образовательного проекта «Вагон знаний»» не нашло отражения в МП «Развитие туризма в муниципальном образовании «город Ульяновск». и др.  

16. В Проекте бюджета на 2023 год предусмотрены ассигнования на реализацию 10 региональных проектов, направленных на достижение целей и результатов 6 национальных проектов в общей сумме 4 676 390,30 тыс. руб. (в том числе: областной бюджет – 4 593 621,98 тыс. руб., городской бюджет – 82 768,31 тыс. руб. (информацией о доле федерального бюджета Финансовое управление администрации города Ульяновска не располагает), что на 2 695 379,0 тыс. руб. (в 2,4 раза) больше объёма ассигнований, предусмотренных в Проекте бюджета на 2022 год (1 981 011,30 тыс. руб.).
16.1. При сравнении объёма ассигнований, предусмотренных на реализацию региональных проектов, направленных на достижение целей национальных проектов (в разрезе проектов), предусмотренных в Проекте бюджета на 2022 год и Проекте бюджета на 2023 год установлено, что наибольшее увеличение в 2023 году сложилось по региональному проекту Дорожная сеть Ульяновской области», на 1 093 404,30 тыс. руб. больше, чем в 2022 году. Наибольшее уменьшение объёма ассигнований сложилось по региональному проекту «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», на 300 707,15 тыс. руб. меньше, чем в 2022 году.  

16.2. В разрезе ГРБС, наибольший объём бюджетных ассигнований предусматривается в 2023 году Администрации города Ульяновска в общей сумме 4 171 157,89 тыс. руб., или 89,20% от всего объёма ассигнований, предусмотренных на реализацию региональных проектов в Проекте бюджета на 2023 год (4 676 390,30 тыс. руб.), наименьший объём бюджетных ассигнований планируется Управлению образования администрации города Ульяновска в сумме 516,7 тыс. руб. или 0,01% от всего объёма ассигнований, предусмотренных на реализацию региональных проектов в Проекте бюджета на 2023 год.
16.3. В разрезе региональных проектов наибольший объём ассигнований в Проекте бюджета на 2023 год предусмотрен по региональному проекту «Дорожная сеть Ульяновской области» - 31,12% (1 455 475,1 тыс. руб.) от общего объёма средств, предусмотренных на реализацию всех проектов (4 676 390,3 тыс. руб.), наименьший по региональным проектам: «Спорт-норма жизни» - 0,04% (1 684,21 тыс. руб.) и «Успех каждого ребёнка» - 0,01% (516,7 тыс. руб.).

17. Проект бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в целом соответствует положениям БК РФ.