Представление №3 от 13.01.2017 по результатам контрольного мероприятия в муниципальном унитарном предприятии «Городской теплосервис»

          В соответствии с планом работы Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск», поручением  председателя Контрольно-счётной палаты от 21.11.2016 №23 проведено контрольное  мероприятие в Ульяновском муниципальном унитарном предприятии «Городской теплосервис»  (432071, г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.25) по вопросу  проверки финансово – хозяйственной деятельности Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис»  (далее – УМУП «Городской теплосервис») за 2015 год.

В результате проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения, изложенные в акте Контрольно-счётной палаты о результатах проведённого контрольного мероприятия  от  29.12.2016  №26, требующие мер по их пресечению, устранению и предупреждению. 

         Руководствуясь статьёй 16 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьёй 17 Положения «О Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск», утверждённого решением Ульяновской Городской Думы от 18.01.2012 №2, Вам следует принять указанные в приложении к настоящему представлению меры по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений, а также меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.    

         Информация о принятых мерах по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений (с приложением документов, подтверждающих пресечение, устранение и предупреждение выявленных нарушений) должна быть предоставлена в Контрольно-счётную палату (432600, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, 7) в течение 1 (одного) месяца со дня получения настоящего представления.

 

Приложение: Справка о выявленных нарушениях на 10 л. в 1 экз.

 

 

Председатель

Контрольно-счётной палаты                                            Н.В. Кузнецова                  

 

 

 

 

 

 

Приложение

к представлению Контрольно-счётной палаты

                                                                                                  от 13.01.2017  №3

 

СПРАВКА О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ

 

 

п/п

 

Содержание нарушения со ссылкой на  нормативный правовой акт, положения которого нарушены

Пункт заключения акта по результатам контрольного мероприятия

 

Предложения по устранению выявленных нарушений

1

2

3

4

1.

     В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. Понятие «взаимосвязанности» законом не определено. Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия в порядке, утверждённом решением Ульяновской Городской Думы от 23.12.2009 № 136.

     В 2015 году УМУП «Городской теплосервис» заключены 4 договора с ООО «Металл для Вас» на поставку труб на общую сумму 16 419,0 тыс.руб.

     В связи с тем, что заключение указанных договоров преследовало единую хозяйственную цель, договоры однородные по своей природе (купля-продажа), были заключены по однородным товарам (трубы) и в ограниченный промежуток времени (в один день) с одним контрагентом и общая сумма договоров превышает 5 000 000,0 руб. можно сделать вывод о необходимости согласования указанных договоров как крупной сделки.

Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства согласование по 4 договорам (как крупной сделки) на общую сумму 16 419,0 тыс. руб. проверке не представлено.

7.

Принять меры по недопущению дробления закупок с целью ухода от крупной сделки и процедуры согласования с собственником имущества Предприятия.

2.

    В ходе анализа кассовых документов установлено, что в нарушение  п. 6.2 Указаний Банка России от 11.03.2014  № 3210-У в расходно-кассовом ордере от 30.11.2015 №109 отсутствует подпись лица получившего денежные средства  на сумму 5 477,63 руб.

    Кроме того, данный факт свидетельствуют о нарушении применения  положений ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», в соответствии с которой не допускается принятие к бухгалтерскому учёту документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

8.

Осуществлять внутренний контроль над первичными документами на соответствие требованиям законодательства по заполнению первичных документов, принимаемых к учёту.

3.

    По состоянию на 01.01.2016 согласно данным бухгалтерского учёта на балансовом счёте 01 «Основные средства» числились 3 079 единиц основных средств, сгруппированных в группы основных средств, общей остаточной стоимостью 70 825,0 тыс. руб.

    В нарушение ст. 130, 131 и 164 Гражданского кодекса РФ, и ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями и дополнениями) в проверяемом периоде на 5 объектов центральных тепловых пунктов остаточной стоимостью 4 901,0 тыс.руб. право хозяйственного ведения не зарегистрировано.

9.

Принять меры по регистрации права хозяйственного ведения по 5 объектам недвижимости, переданным Предприятию.

4.

     В ходе анализа установлено, что задолженность Предприятия за 2015 год по налогам перед местным бюджетом и платежам во внебюджетные фонды увеличилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

     В соответствии с ч.6 ст.226 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

     В результате неуплаты  суммы исчисленного и удержанного налога НДФЛ за  2015 год  в  бюджеты всех уровней недопоступило  доходов в сумме 11 344,0 тыс. руб.

11.

Принять меры по недопущению нарушения Налогового Кодекса Российской Федерации в части перечисления налога на доходы физических лиц.

5.

    В соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» при заполнении актов инвентаризации расчётов формы №ИНВ-17 должна быть приложена справка (приложение к форме №ИНВ-17), которая является основанием для составления акта по форме №ИНВ-17. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета. Указанная справка к актам инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами  (форма №ИНВ-17) не приложена.

13.1.

Рассмотреть возможность утверждения формы документа, являющегося основанием для составления акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами  (форма №ИНВ-17) в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 №88

6.

   В соответствии с ч.3 ст.11 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.

     Согласно актам инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами от 05.02.2016 №7, №8 инвентаризация проведена по состоянию на 30.12.2015, что противоречит приказу Предприятия от 07.12.2015 №206 «О проведении инвентаризации имущества и обязательств» по состоянию на 31.12.2015.

13.2.

Принять меры по недопущению установленных фактов (несоответствия дат приказов и актов инвентаризации).

7.

     Результаты инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами оформлены актами инвентаризации №7 от 05.02.2016 на  общую сумму 98 762,52 руб. №8 от 05.02.2016 на общую сумму 540 145 035,13 руб., что позже даты приказа Предприятия «О списании сумм дебиторской задолженности» от 30.12.2015 №246 на 36 дней и позже крайней даты сдачи материалов инвентаризации в бухгалтерию Предприятия на 4 дня.

     В нарушение п.77 Положения по ведению бухгалтерского учёта и отчётности, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н приказ Предприятия от 30.12.2015 №246 «О списании сумм дебиторской задолженности» в общей сумме  540 243,8 тыс.руб. издан раньше оформления результатов инвентаризации (акты от 05.02.2016 №7, №8).

      Выявленные в ходе контрольного мероприятия факты (несоблюдение процедуры списания задолженности) ставят по сомнение правомерность списания безнадёжной дебиторской задолженности на общую сумму 540 243,8 тыс.руб.

13.3.

Соблюдать требования Положения по ведению бухгалтерского учёта и отчётности, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н в части оформления списания дебиторской задолженности.

Принять меры по выяснению причин и недопущению установленных в ходе контрольного мероприятия фактов.

8.

    В проверяемом периоде Предприятием списана на убытки (в том числе) дебиторская задолженность в общей сумме 98 762,52 руб. (акт инвентаризации от 05.02.2016 №7).

     Несмотря на наличие в штатном расписании  отдела по учёту тепловой энергии и претензионно-исковой работы, документы, подтверждающие проведение Предприятием претензионной работы по возмещению дебиторской задолженности в сумме 98 762,52 руб. проверке не представлены.

 

13.4.

Принять меры по проведению претензионной работы в случаях образования дебиторской задолженности.

9.

    При анализе показателей премирования, определенных Положениями о премировании,  установлено дублирование показателей  с должностными инструкциями работников Предприятия по 6 должностям.

      Должностными инструкциями 6 работников предусмотрено выполнение  указанных в Положении о премировании требований в рамках возложенных на них обязанностей.

     Таким образом, за выполнение нормы труда (квалификации) и трудовых (должностных) обязанностей, работникам Предприятия  устанавливались премиальные  выплаты, которые дублировали  положения должностных инструкций. Описанные выше показатели премирования фактически указывают на получение вознаграждения, как в рамках оклада (тарифной ставки), так и в рамках премирования и свидетельствуют о несоответствии ст.129 Трудового Кодекса РФ.

     С учётом вышеизложенного, сумма  премиальных выплат по вышеуказанным должностям составила 2 195,6 тыс. руб., с учётом статьи отчислений – 2 858,67 тыс. руб.

19.

1. Провести анализ показателей премирования на предмет их дублирования с должностными инструкциями и исключения возможности двойной оплаты по одним и тем же основаниям.

2. Разработать показатели премирования, позволяющие оценить результативность и качество работы работников Предприятия.

 

10.

     Установлены факты выплаты премии 9 работникам Предприятия (слесарям по обслуживанию тепловых сетей) одновременно как за безаварийную работу оборудования, так и за устранение аварийного прорыва.

     Таким образом,  при наличии аварийной ситуации  в теплосетях  работникам Предприятия одновременно произведены  выплаты премии в общей сумме 37,7 тыс. руб. (с учётом статьи отчислений 49,1 тыс.руб.), в том числе за безаварийную работу закрепленного оборудования  – 30,2 тыс. руб., за  выполнение особо важного задания (устранение аварийного прорыва) – 7,5 тыс. руб.

 

20.

Провести анализ показателей премирования на предмет их дублирования с должностными инструкциями и исключения возможности двойной оплаты по одним и тем же основаниям.

 

11.

    В соответствии с Положением о премировании руководителей, специалистов и служащих Предприятия  основной показатель премирования – выполнение плана реализации  тепловой энергии и оказания услуг сторонним организациям (20%).

    В справках, оформленных Предприятием, в подтверждение выполнения плана реализации тепловой энергии и для начисления ежемесячной премии производилось сравнение разных показателей: показателя плана по объему реализации тепловой энергии и показателей фактически реализованной  тепловой энергии и оказанных Предприятием услуг сторонним организациям (счёт 90.01.1 «Выручка по деятельности с основной системой налогообложения», без учёта НДС).

    Сравнение показателей плана по передаче тепловой энергии и фактически оказанных услуг по передаче тепловой энергии и услуг, не учтённых в плановых показателях,  является некорректным и фактически завышает показатели при принятии решения Предприятием о выплате ежемесячной премии.

   Общий объём ежемесячной премии руководителям, специалистам и служащим, выплаченной в 2015 году  Предприятием за выполнение плана реализации  тепловой энергии  и оказания услуг сторонним организациям с некорректными и завышенными показателями составил 13 752,0  тыс.руб., с учётом статьи отчислений – 17 905,1 тыс.руб.

21.

Принять меры по недопущению при принятии решения Предприятием о выплате ежемесячной премии сравнения разных показателей (не учтённых в плане).

12.

   В соответствии  со справкой о выполнении основного показателя премирования за декабрь 2015г.   фактические  показатели  по реализации тепловой энергии и оказанным услугам не выполнены на 297,3 тыс. руб. (исполнение составило 60 921,2 тыс. руб. при плановых  показателях  61 218,5 тыс. руб.), при этом согласно данным бухгалтерского учёта  премия за декабрь 2015г. руководителям, специалистам и служащим была  начислена в январе 2016г.

   Таким образом, начисление премии за декабрь 2015г. руководителям, специалистам и служащим произведено при невыполнении плана реализации тепловой энергии и оказания услуг сторонним организациям, что свидетельствует о  нарушении  применения Положения  о премировании руководителей, специалистов и служащих УМУП «Городской теплосервис» и необоснованной выплате премии в общей сумме 1 089,2  тыс. руб. (с учётом статьи отчислений 1 418,1 тыс. руб.).

22.

Не допускать нарушения условий Положения о премировании в части выплаты премий работникам при невыполнении плановых показателей.

 

13.

   Согласно данным бухгалтерской отчётности УМУП «Городской теплосервис» за 2015 год – убыток составил 612 704,0 тыс. руб.

   При убыточности Предприятия общая сумма  начисленной премии за 2015 год по УМУП «Городской  теплосервис» составила  41 013,6 тыс. руб. (53 399,7 тыс.руб. с учётом статьи начислений), или 34,5% от общей суммы начисленной заработной платы (118 903,4 тыс. руб., с учётом статьи отчислений – 154 812,2 тыс.руб.).

23.

При принятии решений Предприятием о выплате премий работникам учитывать финансовое состояние Предприятия и результаты фактической деятельности (убытки).

 

14.

    При имеющихся нарушениях по срокам  размещения информации на официальном сайте  вышеуказанному работнику ежемесячно производилось начисление премии в размере 15% должностного оклада с января по август 2015 г. (согласно Положению о премировании руководителей, специалистов и служащих  за своевременное опубликование информации о закупках на официальных сайтах предусмотрен показатель премирования в размере 15% должностного оклада), общая сумма начисленной премии  составила 14,6 тыс. руб. (с учётом статьи  отчислений 19,0 тыс. руб.).

     Таким образом,  начисление ежемесячной премии работнику УМУП «Городской теплосервис» за своевременное размещение информации на официальном сайте  при наличии фактов  нарушения сроков размещения такой информации, свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны начальника отдела материально-технического снабжения.

24.

При принятии решений  о выплате премий проводить анализ на предмет выполнения работниками показателей, предусмотренных Положением о премировании Предприятия.

15.

    В соответствии с п. 4.11. коллективного договора Предприятие  выплачивает заработную плату два раза в месяц: 30 числа - аванс,  15 числа - заработная плата.

  Выборочной проверкой (за декабрь 2014 года - февраль 2015года) установлено следующее:

- нарушение сроков перечисления заработной платы за декабрь 2014г.  (на 1-5 дней), согласно коллективному договору;

- не представляется возможным соотнести сроки выплаты заработной платы за январь-февраль 2015 г. со сроками, указанными в коллективном договоре,  при отсутствии  в поле назначения платежа платежного ордера  указания, за какую половину месяца происходит  данное перечисление.

    Согласно пояснениям УМУП «Городской теплосервис» нарушение сроков выплаты заработной платы связано с наложением ареста на расчётные счета,  по состоянию на 15.01.2016  заработная плата за декабрь 2015г. выплачена в полном объёме. 

 

25.

Принять меры по недопущению нарушений сроков выплаты заработной платы работникам Предприятия, предусмотренных коллективным договором.

16.

    В нарушение п.10 Правил информация о договоре (дате заключения договора и номер договора (при наличии), предмет договора, цена договора и срок (период) его исполнения) по 47 договорам на общую сумму 48 360,9 тыс.руб. размещена Предприятием в ЕИС с нарушением установленного срока на период от 250 до 565 дней.

    В том числе по 2 договорам (от 05.06.2015 №119, заключенным с ООО «Мир краски-АС» и от 01.06.2015 №115, заключенным с ООО «КерамоСтрой») информация о договорах  размещена Предприятием в ЕИС в ходе контрольного мероприятия 21.12.2016.

27.1

Соблюдать сроки размещения информации, предусмотренные порядками (правилами) и законодательством о закупках.

17.

    Установлены факты размещения в ЕИС сведений по 20 договорам, заключенным УМУП «Городской теплосервис» на общую сумму  8 252,7 тыс.руб. с нарушением установленного ч.19 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» срока на период от 7 до 510 дней.

27.2.

Соблюдать сроки размещения информации, предусмотренные порядками (правилами) и законодательством о закупках.

18.

   Установлены несоответствия сведений, размещённых в ЕИС и представленных проверке документов по двум договорам, заключенным предприятием с ООО «Ассоциация «ЛД-Карт» от 23.01.2015 №15 и от 23.01.2015 №16 (несоответствие цены договора).

27.3

Не допускать размещения недостоверной информации в единой информационной системе.

19.

  УМУП «Городской теплосервис» в 2015 году был заключен ряд договоров, без указания цены договоров.

   Следует отметить, что  при отсутствии цены заключенных договоров у Предприятия отсутствует возможность определить:

-                принадлежность договора к крупной сделке и соответственно необходимость её согласования с собственником имущества;

-                   является ли договор закупкой до 100 00,0 руб. и соответственно необходимость размещения в ЕИС в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ;

-                   достоверность информации размещённой в ЕИС о заключенных Предприятием договорах, в соответствии с ч.19 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ (по отчётным периодам).

27.4.

Принять меры по недопущению заключения Предприятием договоров без указания цены или способа её определения.

20.

    В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Рекомендации по организации и осуществлению экономическим субъектом внутреннего контроля, предусмотренного  указанной статьёй, содержаться в  информации Минфина России от 25.12.2013 № ПЗ-11/2013.

    Выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения и замечания свидетельствуют  о недостаточном внутреннем контроле УМУП «Городской теплосервис» за фактами хозяйственной жизни Предприятия.

28.

Внутренний контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни осуществлять с учётом выявленных замечаний.

 

_______________________________________________________________________________