Представление №12 от 25.11.2021 по результатам проведённого контрольного мероприятия в в администрации города Ульяновска


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

25.11.2021                                                                                                              №12


В соответствии с пунктом 1.10 Плана работы Контрольно-счётной палаты на 2021 год, поручением на проведение контрольного мероприятия от 28.07.2021 №10 Контрольно-счётной палатой проведено контрольное мероприятие в Администрации города Ульяновска, 432600, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, д.7 по вопросу: «Проверка законности и результативности использования в 2020 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных администрации города Ульяновска в рамках муниципальной программы «Управление муниципальными финансами муниципального образования «город Ульяновск»» (далее – Программа).

В результате проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения и недостатки, изложенные в акте о результатах проведённого контрольного мероприятия от 15.10.2021 №12.

В этой связи, Вам необходимо рассмотреть настоящее представление и принять решения и меры по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию «город Ульяновск» или возмещению причинённого вреда, а также по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях и недостатках (с учётом информации, касающейся соисполнителей Программы).

Информация о принятых решениях и мерах (с приложением документов, подтверждающих принятие таких решений и мер) должна быть представлена в Контрольно-счётную палату (432600, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, 7) в течение одного месяца со дня получения настоящего представления.

 

Обязанность по уведомлению о принятых решениях и мерах предусмотрена статьёй 16 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Справка о выявленных нарушениях и недостатках, содержащая предложения по их пресечению, устранению и предупреждению приведена в приложении к настоящему представлению.

 

 

Приложение: на 8 л. в 1 экз.


 

 

Председатель

Контрольно-счётной палаты                                                  Н.В. Кузнецова

                                      М.П.

 

         Экземпляр настоящего представления получил:

_______________ (___________________________________________________)

(собственноручно руководителем объекта контроля указывается дата получения представления)

____________________________________________________________________

(собственноручно руководителем объекта контроля указываются фамилия, имя, отчество, проставляется подпись)

 


Приложение

к представлению

от 25.11.2021 №12



СПРАВКА

о выявленных нарушениях и недостатках



 

№ п/п

Содержание нарушения или недостатка, отражённого в акте о результатах проведённого контрольного мероприятия (со ссылкой на нормативный правовой акт, положения которого нарушены) Пункт раздела «Заключе-ния» акта о результатах проведённого контрольного мероприятия

Предложение по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков
1 2 3 4
1.

В ходе анализа текста Программы на соответствие Порядку №2154 установлено следующее:

1) В соответствии с п.п.2«б» п.3.2 р.3 Порядка №2154, задача - проблемная ситуация, разрешение которой является необходимым условием достижения поставленной цели.

В соответствии с р.2 Программы предусмотрена задача «Обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе города Ульяновска».

В разделе 1 Программы «Содержание проблем, на решение которых направлена Программа» описание вышеуказанной задачи, как проблемной ситуации, включая анализ причин её возникновения, отсутствует, в связи с чем не представляется возможным подтвердить проблемность ситуации и необходимость её решения.

2) В нарушение п.п.2«ж» п.3.2 р.3 Порядка №2154 утверждённая Программой методика сбора исходной информации и расчёта значений целевых индикаторов Программы (Приложение №2 к Программе) не содержит информации о методике сбора исходной информации (в том числе о источнике данных для расчёта значений индикаторов).

3) В нарушение п.п.2«з» п.3.2 р.3 Порядка №2154 в Программе отсутствует методика оценки эффективности реализации муниципальной программы, включающую критерии и порядок проведения оценки.

4) Установленная Программой система целевых индикаторов (р.7 Программы) не позволяет однозначно оценить заявленный Программой прогноз конечных результатов реализации (р.9 Программы).

5) В нарушение подп. «а», подп.2, п. 3.2 Порядка №2154 раздел 1 «Содержание проблем, на решение которых направлена Программа» Программы не содержит анализ возможных негативных последствий и рисков реализации Программы.

6) В нарушение подп. «б», подп.2, п.3.2 Порядка №2154 в состав решаемых задач Программы включена задача «Обеспечение соблюдения установленных законодательством Российской Федерации ограничений объема расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «город Ульяновск»», которая не отвечает требованиям в части проблемной ситуации.

7) В нарушение подп. «ж», подп.2, п.3.2  Порядка №2154, система целевых индикаторов реализации Программы не обеспечивает возможность проверки и подтверждения решения поставленных задач  «Оптимизация структуры и снижение объема расходов на обслуживание муниципального долга», «Планирование осуществления муниципальных заимствований на основе анализа исполнения кассового плана, в том числе исполнения плана поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета, обеспечение тесной взаимосвязи принятия решения об осуществлении заимствований с реальными потребностями бюджета города в привлечении заемных средств и оптимизацией использования средств бюджета».

8) Анализ ресурсного обеспечения Программы показал отсутствие взаимосвязи финансового обеспечения Программы с достижением целевых индикаторов. При уменьшении финансирования основного мероприятия «Совершенствование долговой политики» на 34 306,9 тыс.руб. или 11,2% значение целевого индикатора «Объем расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «город Ульяновск» в общем объеме расходов бюджета города, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» осталось на прежнем уровне (плановое значение - не более 10%).

4.1,

4.2,

4.3,

4.4,

4.5,

4.6,

4.7,

4.8

Принять меры, направленные на внесение изменений в Программу в соответствии с требованиями, утверждёнными Порядком №2154 (с учётом замечаний Контрольно-счётной палаты).

 

 

2.

В ходе анализа мероприятия 1.5. Программы установлено следующее:

1) Федеральным законом от 25.12.2018 №494-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (вступил в силу 05.01.2019) статья 6 Бюджетного кодекса РФ дополнена понятием «налоговые расходы публично-правового образования» (так же понятие внесено в ст.174.3 и ст.192 Бюджетного кодекса РФ). В Программе, в мероприятии «Проведение оценки эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам» (м.1.5 Программы), вышеуказанное изменение не отражено.

2) Порядок формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов муниципального образования «город Ульяновск» утверждён постановлением администрации города Ульяновска от 21.05.2020 №697 (далее – Порядок №697).Форма документа «Обобщённые результаты оценки налоговых расходов муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Обобщённые результаты) не утверждена.

3)Согласно Обобщённым результатам в 2020 году осуществлены 24 вида налоговых расходов, все налоговые расходы, осуществлённые в 2020 году - эффективны.

При рассмотрении информации, отражённой в Обобщённых результатах, невозможно сделать вывод о соответствии проведённой оценки налоговых расходов Порядку №697.

4) При сопоставлении данных, представленных Управлением Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в Управление имущественных отношений (письмо от 09.07.2021 №19-12/11700) и данных Обобщённых результатов установлено несоответствие количества налоговых расходов.

В Обобщённых результатах 24 вида налоговых расходов, в информации Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области – 30 видов налоговых расходов.
6.1,

6.2,

6.3

6.4

Принять меры к отражению в документе «Обобщённые результаты оценки налоговых расходов муниципального образования «город Ульяновск» информации, позволяющей определить соответствие проведённой оценки налоговых расходов требованиям Порядка №697.

3.

В ходе анализа мероприятия 1.6 Программы установлено следующее:

1) Первичные документы, подтверждающие объёмы поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет, в рамках работы комиссий, рабочих групп проверке не представлены. Указанный вывод был отражён, так же, в Заключении Контрольно-счётной палаты от 12.07.2019 (экспертно-аналитическое мероприятие по анализу деятельности администрации города Ульяновска в 2018 году по увеличению доходной базы бюджета муниципального образования «город Ульяновск»).

2) Деятельность, указанная в Отчёте Финансового управления и предусмотренная Планом реализации Стратегии развития города (Инициатива №23): по инвентаризации территории муниципального образования «город Ульяновск», по выявлению лиц, сдающих в аренду жилые и нежилые объекты недвижимости, по выявлению лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации в налоговых органах и т.п. в целевых индикаторах, связанных с мероприятием 1.6 Программы, не отражена.
7.1

7.2

Устанавливать целевые индикаторы с учётом требований Порядка №2154 и  замечаний Контрольно-счётной палаты.

4.

В ходе анализа мероприятий 2.1 и 2.2 Программы установлено, что по итогам исполнения бюджета города в 2020 году администрацией города Ульяновска не обеспечено соблюдение требований ст.106 Бюджетного кодекса РФ, общая сумма муниципальных заимствований превысила сумму, направленную на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств на 100 156,1 тыс.руб.

Информация о превышении предельного объёма заимствований над суммой средств, направленных на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств содержалась в заключении о результатах проведённого экспертно-аналитического мероприятия по внешней проверке годового отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 2020 год.
8.3

При исполнении бюджета, обеспечить исполнение требований статьи 106 Бюджетного кодекса РФ.

5.

При проверке ведения бюджетного учёта и составления бюджетной отчётности было установлено следующее:

1) В нарушение п.251 Инструкции №157н, п.99 Инструкции  №162н администрацией города Ульяновска бюджетный учёт долговых обязательств в сумме 658 500,0 тыс. руб. и расчеты по начислению и выплате процентов в сумме 261,7 тыс.руб. по бюджетным кредитам на пополнение остатков средств на счете бюджета осуществлялся на счете 030113000 «Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу» вместо подлежащего применению счета 030111000 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рублях».

2) В нарушение подп.5 п. 1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ, п. 309, п.315, п.316 Инструкции  №157н, п.128, п.131, п.132, п.134 Инструкции №162н администрацией города Ульяновска на счетах 050101000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств», 050102000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению», 050103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» не отражены лимиты бюджетных обязательств (внесенные изменения) по коду классификации расхода бюджета 414 1301 2000162470 730 на общую сумму  931 903,1 тыс.руб. Обороты по счетам 050101000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств», 050102000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению», 050103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» не формировались.

3) В нарушение подп.5 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ п.309, п.319 Инструкции №157н, п.134, п.141.1 Инструкции №162н администрацией города Ульяновска на счете 050207000 «Принимаемые обязательства» не отражены принимаемые обязательства по 18 извещениям на оказание услуг по предоставлению кредита (открытие невозобновляемой кредитной линии) на общую сумму 782 393,5 тыс.руб., в том числе: на счете 050217000 «Принимаемые обязательства текущего финансового года» на сумму 132 820,1 тыс.руб.; на счете 050227000 «Принимаемые обязательства первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)» на сумму 326 629,5 тыс.руб.; на счете 050237000 «Принимаемые обязательства второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)» на сумму 322 943,9 тыс. руб.

4) В нарушение подп.5 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ, п.309, п.319 Инструкции №157н, п.140, п.141.1 Инструкции №162н администрацией города Ульяновска не отражены на счете 050201000 «Принятые обязательства» принятые обязательства на основании 12 муниципальных контрактов по предоставлению кредита (открытие невозобновляемой кредитной линии), заключенных в 2020 году на общую сумму 649 075,5 тыс.руб., срок исполнения которых установлен на следующие финансовые периоды, на счете 050207000 «Принимаемые обязательства» принятые бюджетные обязательства с победителем электронного аукциона на основании 4 заключенных муниципальных контрактов по предоставлению кредита (открытие невозобновляемой кредитной линии) на общую сумму 153 173,3 тыс.руб.

5) В нарушение подп.5 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ, п.141 Инструкции №162н администрацией города Ульяновска не отражены на счете 050212000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» принятые денежные обязательства по расходам на обслуживание муниципального долга в сумме 271 575,7 тыс.руб.

6) В результате нарушения методологии ведения бюджетного учета, определенной п. 309, п.315, п.316 Инструкции №157н и п.128, п.131, п.132, п.134, п.141 Инструкции №162н, и в нарушение  ч.1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 18 приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п.70, п.71 Инструкции №191н администрацией города Ульяновска в бюджетной отчетности по состоянию на 01.01.2021 отражены показатели, в графе 5 «Утверждено (доведено) лимитов бюджетных обязательств» –      271 903,1 тыс.руб., графе 9 «Денежные обязательства» – 271 575,7 тыс.руб. раздела «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» Отчета (ф. 0503128), не подтвержденные данными бюджетного учета, регистрами бухгалтерского учета, что является грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

7) В результате нарушения методологии ведения бюджетного учета, определенной  п. 309, п.315, п.316, п.319 Инструкции №157н и п.128, п.131, п.132, п.134, п.140, п.141.1 Инструкции №162н, и в нарушение  ч.1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п.18 приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н,  п.70, п.71, п.72.1 Инструкции №191н администрацией города Ульяновска в бюджетной отчетности не отражены показатели по строке 800 в графе 5 «Утверждено (доведено) лимитов бюджетных обязательств» – 660 000,0 тыс.руб., графе 7 «Принятые бюджетные обязательства, всего» – 872 919,2 тыс.руб. (с учетом сальдо на конец периода по счету 502.21 – 87 180,4 тыс.руб., счету 502.31 – 136 663,3 тыс.руб.), графе 8 «Принятые бюджетные обязательства, из них с применением конкурентных способов» – 153 173,3 тыс. руб. раздела «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» Отчета (ф. 0503128), что повлекло искажение показателей бюджетной отчетности по состоянию на 01.01.2021 по строке 800 Отчета (ф. 0503128) графы 5,7,8 на сумму 660 000,0 тыс.руб., 872 919,2 тыс.руб., 153 173,3 тыс.руб. соответственно или 100% и является грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.               
10.1,

10.2,

10.3,

10.4,

10.5,

10.6,

10.7

1) Бюджетный учёт обязательств, операций, их изменяющих, и, полученных по указанным операциям финансовых результатов, в том числе,  систематизацию и накопление информации, содержащейся в принятых к учёту первичных (сводных) учётных документах, осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ, Инструкцией №157н, Инструкцией №162н.

Составление бюджетной отчетности осуществлять в соответствии с требованиями Инструкции № 191н.

 

2) Обеспечить отражение в бюджетном  учете администрации города Ульяновска  принятых обязательств по муниципальным контрактам, срок исполнения которых установлен на следующие финансовые периоды, с учётом требований федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

 

6.

Проверке представлены отчёты о ходе реализации Программы за 2020 год, представленные в Финансовое управление Руководителем Программы и соисполнителями (письмо Финансового управления от 11.08.2021 №01-04/2241). В ходе анализа отчётов о реализации Программы в 2020 году установлено следующее:

1) В нарушение п.5.3 Порядка №2154 отчёты о выполнении Программы, представленные Руководителем Программы в Финансовое управление за 1,2,3 квартал 2020 года не содержат информации о реализации мероприятий без финансирования (отчёты содержат информацию только по мероприятию 2.1 Программы).

2) В нарушение п.5.3 Порядка №2154 представленные Руководителем Программы в Финансовое управление отчёты о выполнении муниципальной программы (за 1,2,3 квартал 2020 года и за 2020 год) не содержат информации «о мерах по повышению эффективности их реализации».

3) В нарушение раздела 6 Программы отчёты о выполнении Программы за 1,2,3,4 квартал 2020 года, предусмотренные к представлению в Финансовое управление Управлением имущественных отношений (соисполнитель Программы) по мероприятию 1.5 Программы (Проведение оценки эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам), проверке не представлены.

4) В нарушение п.5.3 Порядка №2154 представленные Руководителем Программы в Финансовое управление аналитическая записка к отчётам о ходе реализации Программы (за 1,2,3 квартал 2020 года и за 2020 год) не содержат информации о степени достижения цели муниципальной программы, запланированных результатах реализации муниципальной программы.

5) В нарушение п.5.3 Порядка №2154 по 10 мероприятиям, реализованным в 2020 году в рамках Программы (без финансирования), информация по форме Приложения №6 и Приложения №7 к Порядку №2154, в отчётах о ходе реализации Программы (за 1,2,3 квартал 2020 года и за 2020 год) отсутствует.

6) В нарушение п.9 Приложения №6 к Порядку №2154 в отчёте о ходе реализации Программы за 2020 год отсутствует предусмотренная информация о расчёте оценки эффективности реализации Программы за отчетный год в соответствии с методикой, утвержденной данной Программой (по итогам года).

7)Следует отметить, что в отчёте по реализации Программы за 2020 год в таблице «Динамика значений целевых индикаторов реализации муниципальной программы» в графе «факт 2020» не указаны значения 7 целевых индикаторов, полученные расчётным путём в соответствии с методикой расчёта (см.гр.5 Таблицы №2).

Кроме того, в таблице «Динамика значений целевых индикаторов реализации муниципальной программы» по целевому индикатору «Объем расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «город Ульяновск» в общем объеме расходов бюджета города, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» указанное плановое значение «не более 15%» не соответствует плановому значению, указанному в разделе 7 Программы (не более 10%).
11.1,

11.2,

11.3,

11.4,

11.5,

11.6,

11.7

 

 

Принять меры по недопущению нарушения требований Порядка №2154 при заполнении отчётов о ходе реализации Программы (с учётом замечаний Контрольно-счётной палаты).

7.

При анализе целевых индикаторов Программы установлено следующее:

1) В Программе (Приложение №2) отсутствует методика расчёта по целевому индикатору «Сохранение доли программных расходов в общем объеме расходов средств бюджета города».

2) Не представляется возможным подтвердить достоверность значения целевого индикатора «Доля объема выпадающих доходов в результате предоставления льгот по местным налогам, установленных решениями Ульяновской Городской Думы, в общем объеме налоговых доходов бюджета города» указанного в отчёте о реализации Программы за 2020 год, в связи со сроком предоставления отчёта по форме №5-МН не позднее 02.08.2021 (приказ ФНС России от 21.12.2020 №ЕД-7-1/938@). Срок представления в Финансовое управление отчёта о реализации Программы за 2020 год – до 01.02.2021.

3) Учитывая информацию, представленную Финансовым управлением (письмо от 11.08.2021 №01-04/2241), в расчёте целевого индикатора «Доля объема выпадающих доходов в результате предоставления льгот по местным налогам, установленных решениями Ульяновской Городской Думы, в общем объеме налоговых доходов бюджета города», связанного с мероприятием 1.5 Программы, по оценке налоговых расходов, информация Управления имущественных отношений (по оценке) не используется.

4) В представленном отчёте по реализации Программы за 2020 год не указано значение по целевому индикатору «Количество обновлений информации на официальном сайте Финансового управления администрации города Ульяновска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Открытый бюджет». Согласно Методике расчёта к Программе это абсолютный показатель, который рассчитывается путем прямого подсчета количества обновлений информации на официальном сайте Финансового управления администрации города Ульяновска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Открытый бюджет».

5) По целевому индикатору «Доля поступлений доходов за счет работы, направленной на увеличение доходного потенциала в рамках Межведомственной комиссии по увеличению налогового и неналогового потенциала муниципального образования «город Ульяновск», в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города» установлено следующее:

-  Согласно Отчёту Финансового управления в ходе реализации мероприятий, направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в результате работы комиссий, рабочих групп, в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» поступило 46 464,9 тыс.руб.

Фактически, при расчёте индикатора использована сумма 54 053,3 тыс.руб., что не соответствует информации, отражённой в Отчёте Финансового управления по работе комиссий (рабочих групп).

-  Документы об оплате задолженности по налоговым и неналоговым доходам, поступившие в бюджет в рамках работы Межведомственной комиссии проверке не представлены, в связи с чем подтвердить сумму доходов 54 053,3 тыс.руб., применённую в расчёте целевого индикатора «Доля поступлений доходов за счет работы, направленной на увеличение доходного потенциала в рамках Межведомственной комиссии по увеличению налогового и неналогового потенциала муниципального образования «город Ульяновск», в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города» не представляется возможным.

6) Плановые  значения целевых индикаторов Программы на 2020 год «Объем расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «город Ульяновск» в общем объеме расходов бюджета города, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (план – не более 10%) и «Отношение объема муниципального долга муниципального образования «город Ульяновск» к утвержденному решением о бюджете на очередной финансовый год и плановый период общему объему доходов бюджета города без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц» (план – не более 80%) исходя из показателей утверждённых  Решением о бюджете (значения целевых индикаторов составило 3,9% и 69,9% соответственно) и Решением о бюджете (в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 16.12.2020 №60, (значения целевых индикаторов составило 3,1% и 75,4% соответственно)) фактически уже были выполнены до начала реализации мероприятий Программы.
12.1,

12.2,

12.3,

12.4,

12.5,

12.7

Рассмотреть возможность внесения изменений в Программу с учётом замечаний Контрольно-счётной палаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель контрольного мероприятия                                                    Харитонова С.Н.