Представление №8 от 16.06.2021 по результатам проведённого контрольного мероприятия в Управлении образования администрации города Ульяновска


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

16.06.2021                                                                                                      № 8



В соответствии с пунктом 1.4 плана работы Контрольно-счётной палаты на 2021 год, поручением на проведение контрольного мероприятия от 04.03.2021 №5 Контрольно-счётной палатой проведено контрольное мероприятие в Управлении образования администрации города Ульяновска (далее – Управление)  по вопросу:  проверка законности и результативности использования в 2020 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных Управлению образования администрации города Ульяновска в части предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги дополнительного образования, в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования обучающихся.

В результате проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения и недостатки, изложенные в акте о результатах проведённого контрольного мероприятия от 01.06.2021 №8.

В этой связи, Вам необходимо рассмотреть настоящее представление и принять решения и меры по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию «город Ульяновск» или возмещению причинённого вреда, а также по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях и недостатках.

Информация о принятых решениях и мерах (с приложением документов, подтверждающих принятие таких решений и мер) должна быть представлена в Контрольно-счётную палату (432600, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, 7) в течение одного месяца со дня получения настоящего представления.

 

Обязанность по уведомлению о принятых решениях и мерах предусмотрена статьёй 16 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Справка о выявленных нарушениях и недостатках, содержащая предложения по их пресечению, устранению и предупреждению приведена в приложении к настоящему представлению.

 

 

Приложение: на   8 л. в 1 экз.

 

 

 

Председатель

Контрольно-счётной палаты                                                    Н.В. Кузнецова


                                      М.П.

 
 

         Экземпляр настоящего представления получил:

_______________ (___________________________________________________)

(собственноручно руководителем объекта контроля указывается дата получения представления)

____________________________________________________________________

(собственноручно руководителем объекта контроля указываются фамилия, имя, отчество, проставляется подпись)

 



 
 

Приложение

к представлению

от  16.06.2021 №8

 



СПРАВКА

о выявленных нарушениях и недостатках





№ п/п

Содержание нарушения или недостатка, отражённого в акте о результатах проведённого контрольного мероприятия (со ссылкой на нормативный правовой акт, положения которого нарушены) Пункт раздела «Заключения» акта о результатах проведённого контрольного мероприятия

Предложение по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков

1 2 3 4
1

В ходе ознакомления с принципом работы АИС и порядком её администрирования, а также документальной проверки установлено, что формы заявок на авансирование и заявок на перечисление средств из бюджета муниципального образования «город Ульяновск», указанные в п.3.1. Порядка и в п.3.4. Соглашений, в АИС не предусмотрены, в программе формируется реестр договоров на оплату (дата формирования документа не отражается, указывается лишь месяц, за который сформирован документ).

Соглашениями названные  формы заявок также не установлены,  имеются утвержденные в виде приложений  формы реестра договоров на авансирование и  реестра  договоров на оплату, а также форма отчёта об оказанных образовательных услугах, при этом  все указанные приложения к  Соглашению на сайте ЦДТ №6   не размещены.
3.

Принять меры по:

– разработке  форм заявок на авансирование и заявок на оплату, указанных в соглашении, и возможности применения форм таких заявок в АИС;

- размещению на сайте ЦДТ №6 приложений № 1,2,3 к Соглашению.

2

При анализе заключенных  Соглашений на соответствие их требованиям, определённым п.2.7. Порядка, а также на соответствие  Типовому Соглашению, установлено следующее:

1)   В нарушение п.2.7 Порядка  Соглашения   не содержат информацию об обязательствах Управления:

-о порядке и сроках перечисления гранта в форме субсидий (отсутствует указание на конкретные сроки перечисления гранта, либо на план-график перечисления гранта, указанный в п.3.2.2.1. Типового Соглашения);

-о порядке взыскания (возврата) средств гранта в форме субсидий в случае  нарушения порядка, целей и условий его предоставления (отражено право Управления  требовать возврата суммы  гранта, а не обязательство).

Кроме вышеуказанной информации, в нарушение Типового Соглашения, Соглашения не содержат информацию об обязанности Управления, предусмотренную пунктами  4.1.8., 4.1.10., 4.1.11. Типового Соглашения:

- направлять требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет города в случае установления Управлением или получения от органа муниципального финансового контроля информации  о фактах нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, в том числе указания в документах, представленных получателем, недостоверных сведений;

-рассматривать предложения, документы, иную информацию, направленную получателем в течение срока определенного соглашением, и уведомлять получателя о принятом решении (при необходимости);

-направлять разъяснения получателю во вопросам, связанным с исполнением Соглашения в срок, определенный соглашением.

Согласно п.6 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ договоры (соглашения) о предоставлении субсидий из местного бюджета, предусмотренные, в том числе, в соответствии с п.4  названной статьи,  и дополнительные соглашения к ним, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми финансовым органом муниципального образования.

2)   В нарушение п.2.7 Порядка  Соглашения не содержат информацию об обязательствах исполнителя – о  приёме на обучение по программе (части программы) определённого числа обучающихся (фраза «не менее одного обучающегося» не отражает конкретное число обучающихся).
4.

 

Принять меры по приведению в соответствие соглашений, заключаемых на предоставление гранта в форме субсидий,  в части наличия  в них  информации, соответствующей Порядку предоставления гранта и типовому соглашению, утверждённому распоряжением Финансового управления администрации города Ульяновска от 17.08.2020 №64.

 

3

ИП Афанасьевой Е.В. было направлено заявление  от октября 2020  №8 без даты в адрес уполномоченного органа - Управления с просьбой выдать грант в форме субсидий без указания суммы предоставляемого гранта. На представленном  заявлении отсутствует отметка   Управления о дате его  получения.  

В соответствии с протоколом №1 заседания Комиссии по рассмотрению заявлений  юридических лиц (за исключением  государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги дополнительного образования в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования, на получение  гранта в форме субсидии (далее – Комиссия) от 12.10.2020  рассмотрено заявление  ИП Афанасьевой Е.В. на предоставление  из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» гранта в форме субсидий  в рамках системы  персонифицированного  финансирования дополнительного образования обучающихся без указания суммы гранта.

Информация по порядку расчёта суммы предоставляемого гранта, а также о наличии  соответствующего объёма финансовых обязательств, предусмотренных в Управлении для предоставления гранта, в протоколе не отражена.

Соглашение между Управлением и ИП Афанасьевой Е.В. о предоставлении из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» гранта в форме субсидий в соответствии с п.4 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ заключено от 12.10.2020 №1  (далее – Соглашение №1).

В соответствии с п.2.1. Соглашения № 1  грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств бюджета города, по кодам классификации  расходов бюджетов РФ на цель, указанную в разделе 1 Соглашения, в размере 979 321,6  руб., код  БК – не указан.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотреть возможность:

- регистрации заявлений на предоставление гранта в форме субсидий, поступивших от  юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги дополнительного образования;

- отражения в протоколах  заседания комиссии порядка расчета сумм предоставляемого гранта в форме субсидий.

 

Принять меры по отражению в Соглашениях  сумм предоставляемого гранта в форме субсидий в разрезе    кодов бюджетной классификации.

АНО ДО «РКОЦ «Смарт» было направлено заявление  от 14.10.2020 исх. №8 в адрес Управления (уполномоченного органа) с просьбой выдать грант в форме субсидий в размере 1 064,48 тыс.руб. На представленном  заявлении отсутствует отметка   Управления о дате его  получения.  

В соответствии с протоколом №2 заседания Комиссии от 16.10.2020,  рассмотрено заявление  директора АНО ДО «РКОЦ «Смарт» на предоставление  из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» гранта в форме субсидий  и принято решение о предоставлении АНО ДО «РКОЦ «Смарт» гранта в форме   субсидий в    размере 1 064 480 руб.

Информация по порядку расчёта суммы предоставляемого гранта, а также о наличии  соответствующего объёма финансовых обязательств, предусмотренных в Управлении для предоставления гранта, в протоколе не отражена.

Соглашение между Управлением и АНО ДО «РКОЦ «Смарт»  о предоставлении из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» гранта в форме субсидий в соответствии с п.4 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ заключено от 16.10.2020 №2  (далее – Соглашение №2).

Согласно п.2.1. Соглашения №2 грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств бюджета города, по кодам классификации  расходов бюджетов РФ на цель, указанную в разделе 1 Соглашения, в размере 1 064 480 рублей 00 коп., в том числе в 2020 году 1 064 480,0   руб.,  код  БК – не указан.
5.2.1.

4

 

При анализе  Соглашения  №1, заключенного между Управлением и ИП Афанасьевой Е.В.  на соответствие его требованиям, определённым п.2.7. Порядка, а также на соответствие  типовому соглашению,  установлено, что соглашение с получателем гранта должно содержать информацию о размере гранта в форме субсидии, который соответствует объёму финансовых обязательств уполномоченного органа, предусмотренных договорами об образовании. В Соглашении №1 указана сумма гранта в размере 979,3 тыс.руб.  (представлена информация о 87 обучающихся, записанных  на обучение через АИС). Исходя из количества обучающихся  и установленного  размера номинала сертификата не представляется возможным  определить, из чего сложилась сумма гранта в размере 979,3 тыс.руб.

В нарушение п.2.7. Порядка  размер гранта, указанный в Соглашении №1  на дату его заключения в сумме 979,3 тыс.руб., документально не  был подтверждён договорами об образовании.
5.1.2.

 

Заключать соглашения в соответствии с требованиями определёнными п.2.7. Порядка, а также типового соглашения,  в части  подтверждения  суммы предоставляемого гранта договорами об образовании.

При анализе  Соглашения  №2, заключенного между Управлением и АНО ДО «РКОЦ «Смарт»  на соответствие его требованиям, определённым п.2.7. Порядка, а также на соответствие  типовому соглашению, установлено, что соглашение с получателем гранта должно содержать информацию о размере гранта в форме субсидии, который соответствует объёму финансовых обязательств уполномоченного органа, предусмотренных договорами об образовании. В Соглашении №2 указана сумма гранта в размере 1 064,5 тыс.руб. (представлена информация о восьми обучающихся, записанных  на обучение через АИС). Исходя из количества обучающихся  и установленного  размера номинала сертификата не представляется возможным  определить, из чего сложилась сумма гранта в размере 1 064,5 тыс.руб.

В нарушение п.2.7. Порядка  размер гранта, указанный в Соглашении №2  на дату его заключения в сумме 1 064,5 тыс.руб., документально не  был подтверждён договорами об образовании.
5.2.2.

5

В ходе анализа договоров об образовании, заключенных между ИП Афанасьевой Е.В. и родителями обучающихся, установлено, что договора заключались на протяжении всего срока предоставления гранта (т.е. с 12.10.2021 по 01.12.2021), срок обучения и количество часов (от 10 до 48 часов) в таких договорах указан в соответствии с доступным остатком средств на сертификате у каждого  конкретного обучающегося. С некоторыми обучающимися  было заключено по 2 договора на разные обучающие программы, с общим количеством часов 64.  Согласно же Соглашению №1 ИП Афанасьева Е.В. берет на себя обязательство принять на обучение в рамках системы ПФДО не менее одного обучающегося  по образовательным программам в количестве 64 часов,  период оказания услуг (обучения) - с 01.09.2020 по 31.12.2020.

Дополнительное соглашение  к Соглашению №1  в части изменения сроков оказания услуг и количества  часов Управлением не представлено.

В нарушении пп.4.3.9 Соглашения №1  отчёты об оказанных  образовательных услугах ИП Афанасьевой Е.В. ежемесячно  не предоставлялись: фактически Управлением представлен   отчёт  от ИП Афанасьевой Е.В., датированный 31.12.2020, содержащий  информацию о периоде оказания услуг, планируемом и фактическом объёме  образовательных услуг, выраженном в рублях, о величине отклонения фактического объёма  от планируемого с указанием причин отклонения.
 

 

 

 

5.1.3.

 

 

 

 

 

 

 

Принять меры по:

- приведению в соответствие заключаемых соглашений и договоров об образовании в части отражения в них идентичных сроков обучения и объёма услуг, выраженного в  часах;

- своевременности предоставления отчётов об оказанных образовательных услугах;

- отражению в отчетности объёма услуг, выраженного в часах.

В ходе анализа договоров об образовании, заключенных между АНО ДО «РКОЦ «Смарт» и родителями обучающихся, установлено, что срок обучения в таких договорах указан с 16.10.2020 по 28.12.2020, количество часов указано от 20 до 44. Тогда как, согласно Соглашению №2 АНО ДО «РКОЦ «Смарт»  берет на себя обязательство принять на обучение в рамках системы ПФДО не менее одного обучающегося  по образовательным программам в количестве 64 часов,  период оказания услуг (обучения) - с 01.09.2020 по 31.12.2020.

Дополнительное соглашение  к Соглашению №2  в части изменения сроков оказания услуг и количества  часов Управлением не представлено.

В нарушении пп.4.3.9 Соглашения №2  отчёты об оказанных  образовательных услугах АНО ДО «РКОЦ «Смарт»   ежемесячно  не предоставлялись: фактически Управлением представлено  2 отчёта  от АНО ДО «РКОЦ «Смарт», датированные 31.12.2020 и 19.01.2021 и содержащие  идентичную информацию о периоде оказания услуг, планируемом и фактическом объёме  образовательных услуг, выраженном в рублях, о величине отклонения фактического объёма  от планируемого с указанием причин отклонения.    
5.2.3.

6

В соответствии с п. 2.2. Соглашения грант предоставляется согласно заявке на авансирование, заявке на перечисление средств из бюджета города в объёме, не превышающем финансовые обязательства Управления, предусмотренные договорами об образовании.

В соответствии с п.4.1.1. Соглашения Управление обязуется своевременно и в полном объёме осуществлять оплату образовательных услуг, оказываемых Получателем в рамках системы ПФДО, на основании выставляемой Получателем заявке на авансирование, заявке на перечисление средств из бюджета города.

В соответствии с п.4.3.7. Соглашения Получатель обязуется предоставлять Управлению ежемесячно реестр договоров на авансирование в текущем месяце и реестр договоров за прошедший месяц в соответствии с Приложениями №1 и №2 к Соглашению.

В соответствии с п. 3.1. Порядка в целях получения гранта в форме субсидии исполнитель образовательных услуг ежемесячно в срок, установленный уполномоченным органом, формирует и направляет посредством АИС в уполномоченный орган заявку на авансирование средств из бюджета муниципального образования «город Ульяновск», содержащую сумму и месяц авансирования, и реестр договоров об образовании, по которым запрашивается авансирование.

Заявки на авансирование и реестр договоров об образовании, по которым запрашивается авансирование ИП Афанасьевой Е.В. и АНО ДО «РКОЦ «Смарт» не предоставлялись.

За период оказания услуг ИП Афанасьевой Е.В. (с 12.10.2020 по 31.12.2020), АНО ДО «РКОЦ «Смарт» (с 16.10.2020 по 31.12.2020) в Управление  предоставлялись реестры договоров на оплату на бумажном носителе без даты (АНО ДО «РКОЦ «Смарт» предоставлял реестры договоров на оплату как по форме, предусмотренной  Приложением №2 к Соглашению №2, так и по форме, предусмотренной в АИС Навигатор).

На бумажных носителях реестров договоров    на оплату (ИП Афанасьевой Е.В., АНО ДО «РКОЦ «Смарт») отсутствует отметка о дате их поступления в Управление.

Таким образом, подтвердить, что документы на оплату на бумажном носителе направлялись  ИП Афанасьевой Е.В., АНО ДО «РКОЦ «Смарт»   в Управление не позднее 2-го числа месяца, следующего за отчётным (п.3.4. Соглашений №1, №2), не представляется возможным.
6.

Принять меры по:

– соблюдению пунктов Соглашения в части предоставления гранта согласно заявке на авансирование, заявке на перечисление средств из бюджета города;

- фиксированию даты  документов, поступающих на оплату от получателей субсидий.

 

7

Согласно п.5.1. Порядка контроль за выполнением условий соглашения о предоставлении гранта в форме субсидии и организацию процедуры приёма отчёта об оказанных образовательных услугах в рамках системы ПФДО в сроки, установленные соглашением о предоставлении грантов в форме субсидии, осуществляет уполномоченный орган.

В соответствии с п.1.3. Порядка результатом предоставления гранта в форме субсидии является  освоение программ обучающимися, получившими образовательные услуги по сертификатам дополнительного образования в рамках системы ПФДО.

В соответствии с п.4.1. Порядка результатом предоставления гранта  в форме субсидии является  оказание образовательных услуг в объеме, указанном исполнителем  образовательных услуг в заявках на авансирование средств из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» (заявках на перечисление средств).

В отчетах, представленных ИП Афанасьевой Е.В. и  АНО ДО «РКОЦ «Смарт», объём оказанных образовательных услуг указан в рублях, информация по количеству освоенных  обучающимися  часов в рамках  образовательных программ отсутствует.

В рамках контрольного мероприятия информация по фактическому освоению учащимися количества часов была предоставлена из АИС Навигатор -  представлен реестр договоров, согласно которому был предоставлен объём услуг (в соответствии с заключенными договорами):

- ИП Афанасьева Е.В.: в количестве  от 10 до 48 часов (общая сумма часов по двум программам у одного обучающегося могла составлять 64 часа);

- АНО ДО «РКОЦ «Смарт»:  в количестве от 20 до  44 часов.

Таким образом,  данные отчётов об объёме оказанных образовательных услуг, указанные в рублях,  не подтверждают  факт освоения  программ обучающимися в рамках системы ПФДО, а фактический объём услуг, указанный  в часах в реестре договоров,  не соответствует Соглашениям № 1 и  №2 в части  их количества.
7.

Принять меры по контролю за достижением результата предоставленного гранта, в части освоения  программ обучающимися,  получившими образовательные услуги по сертификатам дополнительного образования в рамках системы ПФДО.

 

8

В соответствии с п. 140 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н:

- учет бюджетных обязательств получателем бюджетных средств      ведется на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства».

- учет денежных обязательств получателем бюджетных средств      ведется на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Управлением представлена учетная политика (приказ Управления  от 20.12.2019 №1380 «О внесении дополнений в учетную политику для целей бюджетного учёта нат 2020 год» в соответствии с которой         учёт бюджетных обязательств ведется в программе (1С:Предприятие) Распорядитель  (п.9.1.  Учётной политики).

Письмом  от 06.04.2021 №02-33/402 (вх. от 07.04.2021 №360)  Управление информирует, что  учёт бюджетных обязательств ведется в программе (1С:Предприятие) «Распорядитель», в связи с чем нет возможности предоставить карточку счёта 502.11 «Принимаемые обязательства»  по КБК 473 0709 2800163150 633 (813) за 2020 год.

В нарушение п. 140 Инструкции № 162н Управлением счет 502.00 «Принимаемые обязательства» по КБК 473 0709 2800163150 633 (813) не вёлся.
8.

Принять меры  в соответствии с п. 140 Инструкции № 162н, в части   ведения счёта 502.00 «Принимаемые обязательства».

 


Руководитель контрольного
мероприятия                                                                                    Крылова Е.Н.