Отчёт о результатах деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования "город Ульяновск" за 2021 год

Общие сведения о Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск»



Во исполнение требований Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ в муниципальном образовании «город Ульяновск» создана Контрольно-счётная палата муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Контрольно-счётная палата), которая является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образована Ульяновской Городской Думой и ей подотчетна.

Наличие контрольного органа, входящего в структуру органов местного самоуправления муниципального образования и имеющего статус юридического лица, обладающего самостоятельностью, как на стадии формирования и принятия организационных решений, так и при утверждении планов работы, осуществления деятельности соответствует основным требованиям законодательства Российской Федерации и позволяет осуществлять объективный внешний финансовый контроль.

Деятельность  Контрольно-счётной палаты осуществляется на основании действующего законодательства федерального и регионального уровня, а также на основании Устава муниципального образования «город Ульяновск», Положения «О Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск»», Регламента Контрольно-счётной палаты.

Штатная численность Контрольно-счётной палаты в 2021 году составляла 17 штатных единиц, среднесписочная численность за 2021 год – 14 единиц, в том числе, работники, в должностные обязанности которых входит организация и проведение внешнего муниципального контроля – 10 единиц.
Затраты на содержание Контрольно-счётной палаты в 2021 году составили 15 536,3 тыс. руб.

 


Планирование работы Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск»

План работы на 2021 год, утверждённый распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты от 25.12.2020 №63 (с изменениями) (далее – План работы на 2021 год) был сформирован с учётом требований законодательства, регулирующего деятельность органов внешнего финансового контроля, поручений в план работы Контрольно-счётной палаты.

В соответствии с Планом работы на 2021 год (с изменениями) было осуществлено 15 контрольных мероприятий. Все контрольные мероприятия, предусмотренные Решением УГД №53, проведены.

В части экспертно-аналитических мероприятий, в План работы на 2021 год, помимо экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых ежегодно (подготовка заключений на отчёт об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» (за 1 квартал, 6 и 9 месяцев, год), на проект решения Ульяновской Городской Думы «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск»» на очередной финансовый год и плановый период, на решения Ульяновской Городской Думы по внесению изменений в бюджет города, а также, экспертиза проектов нормативных правовых актов), были включены и проведены экспертно-аналитические мероприятия по анализу оценки выпадающих доходов бюджета города от передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование, по мониторингу реализации национальных проектов.

 

Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» за 2021 год


Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты за 2021 год представлены в Таблице №1 по форме, утверждённой решением Ульяновской Городской Думы.

Таблица № 1

Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» за 2021 год


№ п/п

Показатель

Единица измерения Значение

1. Сведения о Контрольно-счётной палате
1.1. Штатная численность ед. 17
1.2. Фактическая численность ед. 14
1.3. Финансовое обеспечение деятельности тыс. руб. 15 536,30
2. Контрольная деятельность
2.1.

Количество  главных распорядителей бюджетных средств в муниципальном образовании ед.

18

2.2.

Количество муниципальных учреждений в муниципальном образовании ед.

271

2.3.

Количество муниципальных предприятий в муниципальном образовании ед.

9

2.4.

Проведено контрольных мероприятий ед.

15

2.5.

Объем средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, в том числе: тыс. руб.

2 248 460,69

- бюджетных средств тыс. руб.

2 217 818,20

2.6.

Выявлено нарушений, замечаний ед.

777

2.7.

Выявлено нарушений, всего, в том числе: тыс. руб.

1 102 887,11

- нарушения при формировании и исполнении бюджетов тыс. руб.

13 203,75

- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности тыс. руб.

932 876,53

- нарушения в сфере управления  и распоряжения муниципальной собственностью тыс. руб.

0,00

- нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических услуг тыс. руб.

95 028,03

- нецелевое использование бюджетных средств тыс. руб.

0,00

- неэффективное использование бюджетных средств тыс. руб.

61 778,80

- иные нарушения тыс. руб.

0,00

3. Экспертно-аналитическая деятельность
3.1.

Проведено экспертно-аналитических мероприятий, в том числе: ед.

454

финансово-экономическая экспертиза нормативных правовых актов ед.

428

3.2.

Выявлено нарушений, всего тыс. руб.

231 365,89

4. Количество выявленных нарушений, всего
 

Количество выявленных нарушений, всего ед.

798

Выявлено нарушений всего, в том числе: тыс. руб.  

1 334 253,00

- контрольная деятельность тыс. руб.

1 102 887,11

- экспертно-аналитическая деятельность тыс. руб.

231 365,89

5. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
5.1.

Направлено предписаний ед.

4

5.2.

Направлено представлений ед.

15

5.3.

Устранено нарушений, всего, в том числе: тыс. руб.

105 907,47

- возмещено в бюджет тыс. руб.

1 170,98

- возмещено средств организаций тыс. руб.

0,00

- выполнено работ, оказано услуг тыс. руб.

104 736,49

5.4.

Количество составленных протоколов об административных правонарушениях ед.

7

5.5.

Привлечено к дисциплинарной ответственности ед.

36

5.6.

Количество материалов, направленных  в органы прокуратуры ед.

15

5.7.

Количество возбужденных уголовных дел по результатам проверок ед.

-

 

В 2021 году Контрольно-счётной палатой проведено 15 контрольных мероприятий, объём средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, составил 2 248 460,69 тыс. руб., в том числе, средств бюджета  муниципального образования «город Ульяновск» - 2 217 818,20 тыс. руб. Выявлено использование средств с нарушением действующего законодательства, неэффективное использование бюджетных средств всего на сумму 1 334 253,00 тыс. руб., в том числе, в ходе контрольных мероприятий –   1 102 887,11 тыс. руб., в ходе экспертно-аналитических мероприятий – 231 365,89 тыс. руб.

С начала 2015 года Контрольно-счётной палатой при классификации нарушений применяется Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).

В соответствии с Классификатором, из выявленных в ходе контрольных мероприятий 777 нарушений и неэффективного использования бюджетных средств в общей сумме 1 102 887,11 тыс. руб.:

- 13 203,75 тыс. руб.– нарушения при формировании и исполнении бюджетов (1,2% от общей суммы выявленных нарушений);

- 932 876,53 тыс. руб. – нарушения ведения бухгалтерского учёта, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности (84,6% от общей суммы выявленных нарушений);

-  95 028,03 тыс. руб. – нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (8,6% от общей суммы выявленных нарушений);

- 61 778,80 тыс. руб. – неэффективное использование бюджетных средств (5,6% от общей суммы выявленных нарушений).

В адрес проверяемых объектов в 2021 году направлено 15 представлений и 4 предписания.

Устранено нарушений в 2021 году на сумму 105 907,47 тыс. руб., в том числе возмещено в бюджет 1 170,98 тыс. руб., выполнено работ, оказано услуг, проведено мероприятий по устранению нарушений – 104 736,49 тыс. руб.

Как и в предыдущие годы, в 2021 году копии актов контрольных мероприятий направлялись в Прокуратуру Ленинского района города Ульяновска, Главе города Ульяновска, отчёты о проведенных контрольных мероприятиях – в Ульяновскую Городскую Думу.


Результаты проведенных в 2021 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий


Контрольная деятельность

В 2021 году были проведены контрольные мероприятия:

-  по вопросу законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», предусмотренных на реализацию мероприятий 8 муниципальных программ (далее – МП), 4 из которых связаны с реализацией 3 национальных проектов (далее – НП, НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги», НП «Жильё и городская среда», НП «Экология»), а именно:

МП «Развитие дорожного хозяйства и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Ульяновск»» на ремонт автомобильных дорог (НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги», Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска);

МП «Совершенствование управления муниципальной собственностью муниципального образования «город Ульяновск»» на следующие мероприятия (в том числе аудит закупок): реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Ульяновск»; приобретение имущества в муниципальную собственность (НП «Жильё и городская среда, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска);

МП «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «город Ульяновск»» (НП «Жильё и городская среда», администрация города Ульяновска (МБУ «Стройзаказчик»));

·МП «Развитие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «город Ульяновск»»», в том числе:

- в части мероприятий проектов «Чистая вода» и «Оздоровление реки Волги» (НП «Экология», администрация города Ульяновска (МБУ «Стройзаказчик»));

- в части расходов на капитальный ремонт жилищного фонда, в т.ч. по решению судебных инстанций (Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска);

· МП «Развитие территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «город Ульяновск»» (Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска);

· МП «Развитие и модернизация образования в муниципальном образовании «город Ульяновск»» на реализацию мероприятий по благоустройству территории общеобразовательных организаций, обустройству спортивных площадок с установкой оборудования (Управление образования администрация города Ульяновска);

· МП «Управление муниципальными финансами муниципального образования «город Ульяновск»» (администрация города Ульяновска);

·МП «Содействие самореализации молодёжи муниципального образования город Ульяновск» (администрация города Ульяновска);

· МП «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «город Ульяновск» (МБУ «Стройзаказчик»);

· МП «Обеспечение правопорядка и безопасности на территории муниципального образования «город Ульяновск»» (администрация города Ульяновска);

- по вопросу законности и результативности использования в 2020 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных на предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги дополнительного образования, в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования обучающихся (Управление образования администрации города Ульяновска);

- по вопросу законности и результативности использования в 2020 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных на организацию и осуществление муниципального контроля Управлением административно-технического контроля администрации города Ульяновска;

- по вопросу законности и результативности использования в 2020 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных в рамках ведомственной целевой программы (далее – ВЦП) «Обеспечение организации деятельности учреждений культуры, архивного дела, дополнительного образования детей в сфере культуры в муниципальном образовании «город Ульяновск» в части расходов на обеспечение функций органов местного самоуправления (в том числе отраслевых (функциональных) и территориальных органов управления) и централизованной бухгалтерии (в том числе аудит закупок) (Управление культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска);

- по вопросу проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2018-2020 годы МУП «Ульяновскэлектротранс» в части расходов на ремонт трамвайных путей.


Обзор выявленных в 2021 году нарушений и недостатков


Общая сумма нарушений при формировании и исполнении бюджетов в 2021 году составила 13 203,75 тыс. руб. (в 2020 году – 2 507,1 тыс. руб.).

Выявлены нарушения и замечания, касающиеся:

выполнения требований постановления администрации города Ульяновска о некоторых мерах по реализации решения о бюджете; соблюдения порядков и условий предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, установленных решением о бюджете;  соблюдения требований Бюджетного кодекса РФ в части прогнозирования поступления доходов (ст.160) и др.

Так, основная сумма нарушений сложилась из:

8 563,12 тыс. руб. (Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска) - сумма аванса по контракту, превышающая установленный постановлением администрации города Ульяновска допустимый размер аванса;

1 639,3 тыс. руб. (Управление образования администрации города Ульяновска) – общая сумма грантов в соглашении с получателем, определенная без учета требований соответствующего порядка;

290,5 тыс. руб. (Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска) – общая сумма заключенных соглашений, превысившая сумму бюджетных ассигнований при предоставлении субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим территориальное общественное самоуправление в целях реализации основных направлений деятельности.

Кроме того, установлены нарушения и замечания (не суммовые) при исполнении постановлений администрации города Ульяновска, в том числе, связанных с:

- реализацией бюджетного процесса и обеспечивающих принцип сбалансированности системы стратегического планирования, установлением порядка принятия решения о разработке, формировании, реализации и оценки эффективности муниципальных программ и ведомственных целевых программ: в части установления, исполнения целевых индикаторов, подтверждения показателей целевых индикаторов, оценки эффективности программ и мер по повышению эффективности, соответствия целей и целевых индикаторов стратегическим документам муниципального образования (МП «Совершенствование управления муниципальной собственностью муниципального образования «город Ульяновск», МП «Развитие территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «город Ульяновск»» МП «Содействие самореализации молодёжи муниципального образования город Ульяновск»»);

- реализацией Порядков предоставления субсидий, предусмотренных п. 13 решения о бюджете по вопросам соблюдения процедуры информирования потенциальных получателей субсидий, регистрации заявок, оформления протоколов, процедуры подтверждения соответствия получателей установленным требованиям, соответствия Соглашений о предоставлении субсидий типовой форме, контроля за соблюдением сроков предоставления отчетов и их формой, достижения результатов предоставления субсидий и др.

 

Общая сумма нарушений ведения бухгалтерского учёта, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности в 2021 году составила 932 876,53 тыс. руб. (в 2020 - 2 234,29 тыс. руб.)

В основном указанная сумма сложилась в результате нарушения закона о бухгалтерском учете, методологии ведения бюджетного учета, определенной инструкциями и федеральными стандартами, что повлекло грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, например:

872 919,2 тыс. руб. (администрация города Ульяновска, МП «Управление муниципальными финансами муниципального образования «город Ульяновск») – общая сумма не отраженных в годовой бюджетной отчетности показателей (принятые бюджетные обязательства по муниципальным контрактам по привлечению кредита) по отдельным строкам Отчета (ф. 0503128), что повлекло искажение показателей бюджетной отчетности; 

55 883,9 тыс. руб. (Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, МП «Совершенствование управления муниципальной собственностью муниципального образования «город Ульяновск»», мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Ульяновск» (национальный проект «Жильё и городская среда») – общая сумма искажения показателей годовой бухгалтерской отчетности Баланса (ф. 0503130), в том числе не отражение банковской гарантии, обязательств по выплате возмещений, не правильное принятие к учету жилых и нежилых помещений.

Кроме того, по результатам контрольных мероприятий выявлены факты нарушения закона о бухгалтерском учёте в части отсутствия подтверждения первичными учётными документами (товарными накладными) стоимости материалов и оборудования, принятых в актах о приёмке выполненных работ (КС-2) по ценам поставщика в общей сумме 3 663,89 тыс. руб., при реализации мероприятий трех муниципальных программ.

Также в 2021 году были выявлены не суммовые нарушения ведения бухгалтерского учёта, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности, такие как несвоевременность отражения первичных учётных документов в регистрах бухгалтерского учёта, не отражение сумм задолженности по пеням, сумм принимаемых обязательств, лимитов бюджетных обязательств на соответствующем счете, не соблюдение порядка принятия материальных ценностей на забалансовый счет, операций по списанию материалов и др.

 

В сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью в 2021 году были установлены не суммовые замечания (как и в 2020 году), в том числе, касающиеся работ по ремонту трамвайных путей в 2018-2020 годах (МУП «Ульяновскэлектротранс»: выявлено отсутствие технологических карт, содержащих решения по организации и технологии работ по ремонту трамвайных путей, геодезической документации, а также отсутствие взаимодействия с Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации по утверждению и исполнению Планов ремонтов); нарушения Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества[17] в части несвоевременного представления информации в реестр, наличия в реестре неактуальной информации по квартирам (переселение граждан из аварийного жилья); взаимодействия Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска с муниципальными учреждениями и предприятиями при использовании муниципального имущества.

 

Общая сумма нарушений при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц в 2021 году составила 95 028,03 тыс. руб. (в 2020 - 45 881,90 тыс. руб.).

Контрольно-счетными органами муниципальных образований осуществляется аудит в сфере закупок путем анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок посредством анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Контрольно-счётной палатой, во исполнение п. 4 ст. 98 Федерального закона №44-ФЗ в Единой информационной системе в сфере закупок размещена обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок за 2021 год.

Контрольно-счётной палатой аудит закупок осуществлялся, в том числе, в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению аудита в сфере закупок, а также в соответствии со Стандартом финансового контроля «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)».

К суммовым нарушениям в сфере закупок, в основном, отнесены нарушения, связанные с:

- внесением изменений в контракт с нарушением требований, установленных законодательством,

-приемкой и оплатой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (договоров), в том числе, не соблюдение требований, предъявляемых к выполняемым работам в соответствии с условиями контрактов и сметно-нормативной базой в градостроительной деятельности (ГОСТ, СНиП, сборники расценок, требования по ценообразованию в строительстве и ремонте и др.), фактическое неисполнение заявленных объемов работ и их качества, нарушение сроков выполнения работ,

- не применением мер ответственности по контракту (отсутствие взыскания неустойки (пени, штрафов) с поставщика (подрядчика, исполнителя)).

Так, например, были выявлены нарушения и замечания на сумму:

58 932,66 тыс. руб. (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, в рамках реализации МП «Развитие дорожного хозяйства и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Ульяновск»» (НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги»)) – стоимость выполненных работ с выявленными по результатам строительной экспертизы отклонениями от проектных значений.

Для проведения строительно-технической экспертизы по проверке качества выполненного ремонта автомобильных дорог и сооружений на них, находящихся на территории муниципального образования «город Ульяновск», на соответствие проектным данным и требованиям государственных норм и стандартов, действующих на территории РФ, Контрольно-счётной палатой в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ были заключены два муниципальных контракта с испытательной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию. Результаты экспертизы были использованы при проведении контрольного мероприятия.

Так, в отобранных пробах выполненного покрытия по работам, предусмотренным четырьмя муниципальными контрактами на общую сумму  45 559,91 тыс. руб., были выявлены несоответствия требованиям ГОСТ по содержанию воздушных пустот в щебеночно-мастичном асфальтобетоне (ЩМА-16) и асфальтобетоне (А16Вт) соответственно, по следующим контрактам (и адресам):

-  с ООО «Воддорстрой» на сумму 2 678,32 тыс. руб. (1 участок);

- с ООО «Элитстрой» на сумму 2 616,40 тыс. руб. (1 участок);

-  с ООО «АльфаТрансСтрой» на общую сумму 36 591,62 тыс. руб. (15 участков);

-  с ООО «Стройцентр» на сумму 3 673,56 тыс. руб. (1 участок).

По трем контрактам выявлено несоответствие ГОСТ выполненных работ по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по толщине уложенного слоя на общую сумму 13 372,75 тыс. руб.:

- с ООО «Воддорстрой» на сумму 2 678,33 тыс. руб. (1 участок);

- с ООО «АльфаТрансСтрой» на общую сумму 10 694,42 тыс. руб. (3 участка).

 

32 933,05 тыс. руб. – сумма нарушений в части приемки и оплаты результатов контрактов, исполненных с не соблюдением условий реализации контрактов, в том числе по объемам, виду, месту, сроку выполнения работ, количеству и наименованию поставляемых товаров, исполнению обязательств по взысканию пени, в том числе, следующими заказчиками:

·подведомственные учреждения Управления образования администрации города Ульяновска (в рамках реализации МП «Развитие и модернизация образования в муниципальном образовании «город Ульяновск», благоустройство территории общеобразовательных организаций, обустройство спортивных площадок);

· МБУ «Стройзаказчик», в том числе, в рамках реализации:

- МП «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «город Ульяновск», создание открытых дворовых спортивных площадок на территории г. Ульяновска;

- МП «Развитие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «город Ульяновск» в части мероприятий проектов «Чистая вода» и «Оздоровление реки Волги», НП «Экология», строительство станции УФ обеззараживания (УФО) на Очистных Сооружениях Канализации Левобережья (ОСКЛ) г. Ульяновска);

- МП «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «город Ульяновск», НП «Жилье и городская среда», дворовые территории).

Кроме суммовых нарушений при аудите закупок выявлены нарушения, касающиеся ненадлежащего установления срока действия банковской гарантии; отсутствия требования к обеспечению гарантийных обязательств; несоответствия описания объекта закупки локальной смете; включения в контракт неверного размера обеспечения исполнения контракта и обеспечения исполнения гарантийных обязательств; заключения контракта при отсутствии обеспечения исполнения контракта в полном размере; несоответствия условий заключенного контракта условиям, предусмотренным проектом контракта; не предоставления или несвоевременного предоставления информации, подлежащей включению и размещению в единой информационной системе, замечаний к качеству выполненных работ (оказанных услуг) и др.

 

Нецелевое использование бюджетных средств в 2021 году (как и в 2020 году) выявлено не было.

       

Общая сумма неэффективного использования средств в 2021 году составила 61 778,80 тыс. руб. (в 2020 году составила - 47 551,79 тыс. руб.).

В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии с Методикой определения суммы неэффективного использования средств к неэффективным расходам относятся, в том числе, расходы на строительство объектов, которые не введены в эксплуатацию в срок, превышающий 6 месяцев с момента окончания строительства; стоимость работ, выполненных за счет бюджетных средств, результаты которых были уничтожены последующими работами; расходы на оплату штрафов, пени за несвоевременно уплаченные налоги, сборы и другие обязательные платежи и др.

Выявленная в 2021 году сумма неэффективного использования бюджетных средств сложилась, в том числе из:

60 800,59 тыс. руб. (администрация города Ульяновска, МБУ «Стройзаказчик», МП «Развитие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «город Ульяновск», проекты «Чистая вода» и «Оздоровление Волги», НП «Экология») – стоимость смонтированного, но не эксплуатируемого технологического оборудования;

291,7 тыс. руб. (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, МП «Развитие дорожного хозяйства и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Ульяновск», НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги») – стоимость работ по устройству асфальтобетонного покрытия, впоследствии разобранного для проведения работ на инженерных коммуникациях;

84,5 тыс. руб. (администрация города Ульяновска, МБУ «Стройзаказчик», МП «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «город Ульяновск», НП «Жилье и городская среда») – стоимость работ по устройству части асфальтобетонного покрытия дворовой территории впоследствии разобранного для производства ремонтных работ, установки МАФ;

22,8 тыс. руб. (Управление образования администрации города Ульяновска (подведомственные учреждения), обустройство спортивных площадок) – стоимость приобретенного, но не используемого спортивного оборудования.


Реализация результатов контрольных мероприятий (вынесенные представления и предписания), информация об устранении нарушений

 

По результатам контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой в 2021 году в адрес проверяемых объектов направлено 15 представлений и 4 предписания, содержащих предложения и рекомендации по устранению и предупреждению выявленных нарушений и замечаний, а также недопустимости неэффективного использования бюджетных средств, а именно:

в части нарушений и замечаний при формировании и исполнении бюджетов:

· в рамках реализации муниципальных программ: по систематическому анализу исполнения мероприятий и достижения целевых индикаторов муниципальных программ и их взаимосвязи с региональными проектами (национальными проектами) и документами стратегического планирования, организации взаимодействия руководителей, исполнителей (соисполнителей) программ в ходе их реализации;

· в рамках реализации соответствующих Порядков предоставления субсидий: по систематическому анализу соответствия Порядков общим требованиям к нормативным правовым актам; по соблюдению при разработке (внесении изменений) в Порядки Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; по внесению изменений в Порядки, в том числе, в части корректировки расчетов, определяющих суммы предоставляемых субсидий; определения процедуры и способов подтверждения соответствия заявителей и представляемых документов критериям отбора и установленным условиям; определения показателей результативности (целевых показателей) предоставления субсидии в договоре (соглашении) о предоставлении субсидий, осуществления контроля за соблюдением получателями субсидий порядка, целей и условий предоставления субсидий, а также своевременностью и полнотой предоставляемой получателями субсидий отчетности и др.;

 

в части нарушений и замечаний по ведению бухгалтерского учёта, составлению и предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчётности: по соблюдению требований действующего законодательства по ведению бухгалтерского, бюджетного учёта; Инструкций по применению Плана счетов бюджетного учёта, о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ; по осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и др.;

 

в части нарушений и замечаний в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью: по обеспечению надлежащего учета и сохранности имущества города, а также взаимодействия отраслевых и функциональных органов администрации при учете, передаче и использовании муниципального имущества;

 

в части нарушений и замечаний при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц:  по исполнению условий контрактов в соответствии с установленными требованиями технического задания, проектно-сметной документации, в том числе, по соблюдению порядка осуществления приёмки товара (выполненной работы (в том числе, документальному подтверждению стоимости материалов), оказанной услуги), требований в части сроков выполнения работ, своевременной оплаты, требований неустойки (пени), а также, по возмещению в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» денежных средств, использованных с нарушением законодательства, условий муниципальных контрактов; по контролю за качеством поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе, в рамках гарантийного срока; по соблюдению требований к размещению соответствующей информации в ЕИС и др.

 

Исполнено и снято с контроля 4 представления, по остальным представлениям и предписаниям нарушения устранены частично.

По итогам рассмотрения результатов контрольных мероприятий применено 36 мер дисциплинарной ответственности (замечания, выговоры, снижение размеров стимулирующих выплат) к должностным лицам объектов контроля, допустившим выявленные нарушения.

Устранение нарушений в полном объёме по выявленным фактам находится на контроле Контрольно-счётной палаты (в основном, это устранение нарушений, связанных с устранением замечаний к качеству и объёму выполненных работ; принятием или внесением изменений в нормативно-правовые, локальные акты; с обращением в суд и др.).

По информации, подтверждённой документально, поступившей от проверяемых организаций, устранено нарушений в 2021 году на сумму 105 907,47 тыс. руб., в том числе, возмещено в бюджет 1 170,98 тыс. руб., выполнено работ, оказано услуг, проведено мероприятий по устранению нарушений – 104 736,49 тыс. руб.

По итогам контрольных мероприятий и по рекомендации Контрольно-счётной палаты в 2020 году были внесены изменения в локальные акты объектов контроля (учетную политику), подготовлены изменения в нормативно-правовые акты администрации города Ульяновска.

Во исполнение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2021 году Контрольно-счётной палатой было составлено 7 протоколов об административных правонарушениях, в том числе:

- 2 протокола (по статьям КоАП РФ 15.15.5, 15.15.10) в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска (в проверяемый период) по результатам проведения контрольного мероприятия по проверке использования бюджетных средств на реализацию МП «Развитие территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «город Ульяновск», а также проверки отдельных вопросов составления и предоставления бюджетной (финансовой) отчётности за 2019 год.

- 5 протоколов (по статьям КоАП РФ 15.15.4, 15.15.6, 15.15.7) в отношении 3 должностных лиц Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска по результатам проведения контрольного мероприятия по проверке использования бюджетных средств на реализацию МП «Совершенствование управления муниципальной собственностью муниципального образования «город Ульяновск»».

По результатам рассмотрения соответствующих материалов мировыми судьями вынесены постановления, общая сумма штрафов составила 60,0 тыс. руб., (поступило в бюджет по состоянию на 01.04.2022 – 60,0 тыс. руб.).

 

Экспертно-аналитическая деятельность


Контроль за соблюдением бюджетного законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, порядок управления и распоряжения имуществом, контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств осуществлялся Контрольно-счётной палатой также в форме экспертно-аналитических мероприятий.

В 2021 году проведено 454 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе: подготовка заключений на отчёты об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» (за 2020 год, за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев 2021 года), внешняя  проверка  годовой  бюджетной отчётности главных распорядителей бюджетных средств за 2021 год, экспертиза проекта бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, анализ оценки выпадающих доходов бюджета города от передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование, экспертиза проектов нормативно-правовых актов (в том числе, изменений в Программу приватизации муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, изменений в решение «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», изменений в муниципальные программы и др.).

Общая сумма выявленных нарушений по проведённым в 2021 году экспертно-аналитическим мероприятиям составила 231 365,89 тыс. руб.

При проведении проверки годового отчёта об исполнении бюджета за 2020 год были выявлены, в том числе, нарушения и замечания:

Порядка принятия решения о разработке программ в части:

- отсутствия целевых индикаторов для ряда поставленных отдельными программами задач, а также отличие целевых индикаторов, установленных муниципальными программами и соответствующими региональными проектами;

- установления способа определения уровня эффективности отдельных муниципальных программ;

- соблюдения сроков размещения информации о внесении изменений в ведомственные целевые программы (6 главных распорядителей бюджетных средств (далее – ГРБС)).

При реализации адресной инвестиционной программы на 2020 год (далее – АИП на 2020 год) в части:

- несоответствия сумм ассигнований (в том числе, отсутствие ассигнований), указанных в решении о бюджете, АИП на 2020 год, постановлениях о реализации бюджетных инвестиций, контрактах (по соответствующим объектам),

- несоответствия установленного срока выполнения работ по контрактам (2021) сроку ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в постановлении об осуществлении бюджетных инвестиций (2020),   

- не отражения фактических затрат на капитальные вложения, связанные с разработкой проектно-сметной документации и инженерно-геодезическими изысканиями на соответствующих счетах.

При проверке бюджетной отчетности, в том числе отчетности ГРБС в части отсутствия (или не полной информации) в отчетности, предусмотренной Инструкцией №191н о количестве подведомственных участников бюджетного процесса в Пояснительной записке (к годовому отчёту об исполнении консолидированного бюджета), о проведении инвентаризации активов и обязательств, не предоставления отдельных форм и таблиц Пояснительной записки рядом ГРБС, а также не правильное применение бюджетной классификации при администрировании доходов на финансовое обеспечение дорожной деятельности.

Кроме того, установлен факт превышения общей суммы муниципальных заимствований над суммой средств, направленных на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств на 100 156,1 тыс. руб. (п.2 ст.106 Бюджетного кодекса РФ), а также замечания при ведении долговой книги муниципального образования «город Ульяновск».

В ходе проведения экспертизы на проекты решений Ульяновской Городской Думы «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» были выявлены замечания касающиеся направления бюджетных ассигнований в качестве субсидии на иные цели учреждению на оплату обязательств, которые возникли при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

По результатам экспертизы проекта решения Ульяновской Городской Думы «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Проект решения) были выявлены, в том числе, замечания в части:

- подготовки Прогноза СЭР в части обоснования (и сопоставления) параметров прогноза в пояснительной записке, а также соответствия отдельных показателей Прогноза СЭР Стратегии социально-экономического развития и соблюдения принципа сбалансированности системы стратегического планирования;

- соблюдения требований Порядка №697 при оценке налоговых расходов, в том числе: отсутствие сопоставления налоговых расходов и программ, целям которых соответствуют налоговые расходы (с указанием целевых индикаторов программ); информации о критерии «востребованность» по отдельным видам налоговых расходов, а также расчета, предусмотренного по данному критерию за 5-летний период;

- обоснования бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств (расчет);

- соблюдения Положения от 20.10.2011 №4772 в части деятельности комиссии по муниципальным программам, а также включения в АИП на 2022 год объектов при отсутствии положительных заключений по результатам проверки оценки эффективности использования средств  бюджета;

- формирования дорожного фонда (не включение в дорожный фонд доходов от прочих денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; субсидий, связанных с благоустройством дворовых территорий, закрепления необходимых кодов видов доходов за соответствующими администраторами доходов).

В Заключение на проект бюджета на 2022 год и плановый период были включены также выводы по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия по анализу оценки выпадающих доходов бюджета города от передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование (завышение суммы лимита выпадающего дохода).

Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска Контрольно-счётной палатой были даны рекомендации о проведении анализа типовых форм договоров безвозмездного пользования; об осуществления анализа «Перечня лиц, получивших муниципальное имущество в безвозмездное пользование»; о внесении изменений в «Методику оценки потерь (лимита выпадающего дохода) бюджета муниципального образования «город Ульяновск», в части уточнения применяемых понятий, расчета отдельных показателей и источника данных для такого расчета; о внесении изменений в нормативно-правовые акты, связанные с предоставлением муниципального имущества в безвозмездное пользование.

По итогам рассмотрения рекомендаций Контрольно-счётной палаты планируются к утверждению: новая типовая форма договоров безвозмездного пользования имуществом, новая редакция методики расчета лимита выпадающего дохода в связи с предоставлением имущества в безвозмездное пользование, а также внесение изменений в Положение №132.

Мониторинг деятельности администрации города Ульяновска по реализации национальных проектов (анализ бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию нацпроектов, их исполнение, в том числе, мониторинг контрактов, заключенных ГРБС в рамках реализации нацпроектов, их исполнения) осуществлялся в рамках подготовки заключения по анализу достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления отчета об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев 2021 года.

Экспертно-аналитические мероприятия в сфере аудита закупок осуществлялись посредством рассмотрения технико-экономических заданий заказчиков, представляемых в Контрольно-счётную палату, входившую в состав Комиссии по повышению эффективности осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Комиссия).

Для рассмотрения на заседаниях Комиссии в 2021 году Контрольно-счётной палатой были подготовлены заключения по результатам анализа технико-экономических заданий на общую сумму 6 981 616,55 тыс. руб. Выявленные замечания касались как текстов проектов муниципальных контрактов, так и обоснования начальной максимальной цены контракта, необходимости осуществления закупок.


Реализация принципа гласности в деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск», противодействие коррупции

Реализация принципа гласности в деятельности Контрольно-счётной палаты осуществлялась в 2021 году путём размещения информации о деятельности Контрольно-счётной палаты, планов работы и изменения в них, отчётов о результатах контрольных мероприятий, предписаний, представлений, локальных правовых актов, в том числе по вопросам  противодействия коррупции на официальном сайте Контрольно-счётной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.k-sp@bk.ru">k-sp.ru) и в средствах массовой информации (газета «Ульяновск-сегодня» (официальное издание муниципального образования «город Ульяновск»)).

За 2021 год на официальном сайте Контрольно-счётной палаты размещено 48 материалов, количество публикаций в средствах массовой информации – 4.

Работа по противодействию коррупции в Контрольно-счётной палате осуществлялась, в основном, по двум направлениям:

1. В рамках соблюдения лицами, замещающими муниципальную должность, и лицами, замещающими должности муниципальной службы, обязанностей, ограничений и запретов, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции и о муниципальной службе.

2. В рамках осуществления полномочий по участию в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции в соответствии с:

- п.12 ч.2 ст.9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ;

- п.14 ч.1 ст.8 Положения о Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск».

По первому направлению Контрольно-счётной палатой были актуализированы локальные правовые акты в целях соблюдения запретов, ограничений и обязанностей, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В рамках исполнения вышеуказанных федеральных законов и Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» осуществлялось размещение на официальном сайте Контрольно-счётной  палаты в разделе «Противодействие коррупции» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работающих в Контрольно-счётной палате муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, а также, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей.

По второму направлению осуществлялась работа в рамках проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий путём указания на выявленное нарушение в акте по результатам контрольного мероприятия или в заключении.

Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий регламентировано 7 утверждёнными распоряжениями председателя Контрольно-счётной палаты стандартами финансового контроля, а также применением Методик, рекомендованных Счётной палатой РФ, Союзом муниципальных контрольно-счётных органов (далее – Союз МКСО).

В 2021 году работники Контрольно-счётной палаты принимали участие в заседаниях межведомственной комиссии по противодействию коррупции в прокуратуре Ленинского района г. Ульяновска.


Иная деятельность Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск»

Взаимодействие с органами прокуратуры, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ульяновской области, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области осуществлялось как по вопросам осуществленных Контрольно-счётной палатой контрольных мероприятий, так и в рамках мероприятий, проводимых соответствующими органами.

В 2021 году работники Контрольно-счётной палаты принимали участие в проверочных мероприятиях на основании обращений Прокуратуры Ульяновской области, Ленинского, Заволжского районов города Ульяновска, Следственного Управления УМВД России по Ульяновской области, Следственного отдела по Ленинскому району г.Ульяновска (по вопросам фактического выполнения работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах (по 9 адресам), вопросам оценки сметной документации, полноты и соответствия произведенных работ и др.).

В 2021 году Контрольно-счётная палата продолжила сотрудничество с Союзом МКСО.

С декабря 2017 года полномочия председателя представительства Союза МКСО в Приволжском федеральном округе (далее – Представительство) осуществляет председатель Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» Кузнецова Н.В.

Контрольно-счётная палата в 2021 году организовывала деятельность Представительства по обмену опытом в сфере внешнего муниципального финансового контроля, по анализу проблем, предложений по совершенствованию такого контроля, обобщению лучшей практики.

В соответствии с Планом работы Союза МКСО на 2021 год Представительством велась работа по сбору и анализу информации:

- по обобщению результатов проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на тему «Анализ участия муниципального образования в реализации национального проекта «Демография»» (единое общероссийское мероприятие);

- о практике по осуществлению полномочий по финансово-экономической экспертизе нормативно-правовых актов органов местного самоуправления;

- о ходе работы по реализации новаций Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и возникающих проблемах.

В рамках взаимодействия со Счётной палатой Ульяновской области Контрольно-счётная палата осуществляла:

· участие в деятельности Совета органов внешнего финансового контроля;

· преставление ежеквартальных отчетов о своей деятельности.

В 2021 году 3 работника Контрольно-счётной палаты прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с новациями в осуществлении финансового контроля, с организационным и документальным обеспечением деятельности.


План работы Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» на 2022 год

План работы Контрольно-счётной палаты на 2022 год (далее - План работы) утверждён распоряжением председателя от 29.12.2021 №37.

В плане работы учтены все поручения Ульяновской Городской Думы.

План работы на 2022 год содержит 14 контрольных мероприятий, 10 объектов проверки.

План работы на 2022 год включает контрольные мероприятия:

- по вопросу проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МУП «Ульяновскэлектротранс», МУП «Ульяновскводоканал»;

- по вопросу законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных:

-   на реализацию 7 муниципальных программ, 3 из которых связаны с реализацией 3 национальных проектов,

- на обеспечение функционирования исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «город Ульяновск» (Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска);

- на субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), на субсидии на иные цели, а также доходов, полученных от предпринимательской деятельности, поступивших от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности (МБУ «Спортивная школа Олимпийского резерва №6», МБУ «Городской центр по благоустройству», МАУК «Парк Прибрежный»);

- на содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт сетей уличного освещения муниципального образования «город Ульяновск».

Кроме контрольных мероприятий в 2022 году запланированы экспертно-аналитические мероприятия, продолжение работы в сфере аудита закупок, мониторинг деятельности администрации города Ульяновска по реализации региональных проектов, направленных на достижение целей и показателей национальных проектов, анализ исполнения главными администраторами доходов бюджета бюджетных полномочий по утверждению методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» (выборочно), анализ реестра источников доходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на соответствие порядку его формирования и ведения, обследование наличия и эксплуатации в 2021 году муниципальных информационных систем и расходов на их обслуживание в муниципальном образовании «город Ульяновск».

План работы Контрольно-счётной палаты на 2022 год размещен на официальном сайте Контрольно-счётной палаты.

Контрольно-счётной палатой продолжится реализация полномочий по составлению протоколов по составам, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции, внесение изменений в нормативные правовые акты, в части реализации изменений, внесенных в Федеральный закон от 07.02.2011 №6-ФЗ, а также планируется продолжить сотрудничество с Союзом муниципальных контрольно-счётных органов.

 
Председатель
Контрольно-счётной палаты                                                        Н.В. Кузнецова