Отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия в администрации города Ульяновска (акт от 15.10.2021 №12)


ОТЧЁТ

о результатах проведённого контрольного мероприятия



«Проверка законности и результативности использования в 2020 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных администрации города Ульяновска в рамках муниципальной программы «Управление муниципальными финансами муниципального образования «город Ульяновск»» (акт от 15.10.2021 №12).

 

Основание для проведения контрольного мероприятия: 1.10 плана работы Контрольно-счётной палаты на 2021 год, утверждённого распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты от 25.12.2020 №63, поручение на проведение контрольного мероприятия 28.07.2021 №10.

 

Цель (предмет) контрольного мероприятия: проверка законности и результативности использования в 2020 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных администрации города Ульяновска в рамках муниципальной программы «Управление муниципальными финансами муниципального образования «город Ульяновск».

 

Объект (объекты) контроля: Администрация города Ульяновска (структурные подразделения администрации).

 

Проверяемый период деятельности: с 01.01.2020 по 31.12.2020.

 

Срок проведения контрольного мероприятия: с 02.08.2021 по 27.08.2021.

 

Объём проверенных денежных средств: 1 144 494,9 тыс. руб.

 

Общая денежная сумма нарушений – 872 919,2 тыс. руб. (48 нарушений), в том числе в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Коллегией Счётной палаты Российской Федерации от 18.12.2014 (по группам нарушений):

-  нарушения при формировании и исполнении бюджетов (группа 1) – 0,0 тыс.руб. (28 нарушений);

- нарушения ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности (группа 2) – 872 919,2 тыс. руб. (20 нарушений);

- нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью (группа 3) – 0,0 тыс. руб. (0 нарушений);

- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (группа 4) – 0,0 тыс.руб. (0 нарушений);

-  неэффективное использование бюджетных средств – 0,0 тыс.руб. (0 нарушений);

- замечания (недостатки) НПА – 0,0 тыс.руб. (0 нарушений).

 

Результаты контрольного мероприятия, выявленные нарушения, недостатки:

1. Муниципальная программа «Управление муниципальными финансами муниципального образования «город Ульяновск»» утверждена постановлением администрации города Ульяновска от 16.08.2017 №1880 (далее – Программа, в редакции постановления администрации города Ульяновска (далее – Администрация) от 28.12.2020 №2170).

 

2.  Первоначальным решением Ульяновской Городской Думы от 27.11.2019 №119 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – решение о бюджете) на реализацию мероприятий Программы на 2020 год Администрации были предусмотрены бюджетные ассигнования в общей сумме 306 210,0 тыс.руб.

В результате вносимых изменений в решение о бюджете в 2020 году сумма бюджетных ассигнований, предусмотренная Администрации на реализацию мероприятий Программы, составила 271 903,1 тыс.руб. 

Согласно «Отчёту об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503127) расходы Администрации за 2020 год по Программе составили – 271 575,7 тыс.руб. или 99,9 % от уточнённых бюджетных ассигнований (271 903,1 тыс.руб.).

Пунктом 3 решения о бюджете (в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 16.12.2020 №60) верхний предел муниципального внутреннего долга муниципального образования «город Ульяновск» по состоянию на 01.01.2021 был установлен в размере 3 870 598,6 тыс. руб., что на 264 600,0 тыс. руб. или 7,3% больше верхнего предела муниципального внутреннего долга установленного Решением о бюджете (3 605 998,6 тыс. руб.).

Пунктом 4 решения о бюджете (в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 16.12.2020 №60) предельный объём расходов на обслуживание муниципального долга на 2020 год был утверждён в размере 271 903,1 тыс. руб. и снизился на 34 306,9 тыс. руб. или 11,2%, по сравнению с решением о бюджете (306 210,0 тыс. руб.).

 

3.  Программой в 2020 году была предусмотрена реализация двух основных мероприятий:

1) Совершенствование бюджетного процесса, обеспечение сбалансированности бюджета города и повышение эффективности бюджетных расходов, повышение прозрачности управления муниципальными финансами;

2)  Совершенствование долговой политики.

В рамках контрольного мероприятия рассмотрены следующие мероприятия Программы:

- Проведение оценки эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам (мероприятие 1.5 основного мероприятия 1 Программы);

- Создание условий роста налоговых и неналоговых доходов бюджета города (мероприятие 1.6 основного мероприятия 1 Программы);

- Процентные платежи по муниципальному долгу (мероприятие 2.1 основного мероприятия 2 Программы);

-   Реализация мер по оптимизации муниципального долга (мероприятие 2.2 основного мероприятия 2 Программы).

 

4.Порядок принятия решения о разработке, формировании, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «город Ульяновск» утверждён постановлением администрации города Ульяновска от 29.07.2016 №2154 (далее – Порядок №2154).

В ходе анализа текста Программы на соответствие Порядку №2154 установлено следующее:

4.1. В соответствии с п.п.2«б» п.3.2 р.3 Порядка №2154, задача - проблемная ситуация, разрешение которой является необходимым условием достижения поставленной цели.

В соответствии с р.2 Программы предусмотрена задача «Обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе города Ульяновска».

В разделе 1 Программы «Содержание проблем, на решение которых направлена Программа» описание вышеуказанной задачи, как проблемной ситуации, включая анализ причин её возникновения, отсутствует, в связи с чем не представляется возможным подтвердить проблемность ситуации и необходимость её решения.

4.2. В нарушение п.п.2«ж» п.3.2 р.3 Порядка №2154 утверждённая Программой методика сбора исходной информации и расчёта значений целевых индикаторов Программы (Приложение №2 к Программе) не содержит информации о методике сбора исходной информации (в том числе о источнике данных для расчёта значений индикаторов). 

4.3. В нарушение п.п.2«з» п.3.2 р.3 Порядка №2154 в Программе отсутствует методика оценки эффективности реализации муниципальной программы, включающую критерии и порядок проведения оценки.

4.4.  Согласно п.п.2«и» п.3.2 р.3 Порядка №2154 муниципальная программа должна содержать (в том числе) прогноз конечных результатов реализации муниципальной программы (раздел 9) на основе целевых индикаторов, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере.

Установленная Программой система целевых индикаторов (р.7 Программы) не позволяет однозначно оценить заявленный Программой прогноз конечных результатов реализации (р.9 Программы).

Например, не представляется возможным определить целевой индикатор, характеризующий целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере, из предусмотренных Программой, к ожидаемому результату «Повышение качества прогнозирования налоговых и неналоговых доходов бюджета города».

4.5. В нарушение подп. «а», подп.2, п. 3.2 Порядка №2154 раздел 1 «Содержание проблем, на решение которых направлена Программа» Программы не содержит анализ возможных негативных последствий и рисков реализации Программы.

4.6. В нарушение подп. «б», подп.2, п.3.2 Порядка №2154 в состав решаемых задач Программы включена задача «Обеспечение соблюдения установленных законодательством Российской Федерации ограничений объема расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «город Ульяновск»», которая не отвечает требованиям в части проблемной ситуации.

4.7.  В нарушение подп. «ж», подп.2, п.3.2  Порядка №2154, система целевых индикаторов реализации Программы не обеспечивает возможность проверки и подтверждения решения поставленных задач «Оптимизация структуры и снижение объема расходов на обслуживание муниципального долга», «Планирование осуществления муниципальных заимствований на основе анализа исполнения кассового плана, в том числе исполнения плана поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета, обеспечение тесной взаимосвязи принятия решения об осуществлении заимствований с реальными потребностями бюджета города в привлечении заемных средств и оптимизацией использования средств бюджета».

4.8.Анализ ресурсного обеспечения Программы показал отсутствие взаимосвязи финансового обеспечения Программы с достижением целевых индикаторов. При уменьшении финансирования основного мероприятия «Совершенствование долговой политики» на 34 306,9 тыс.руб. или 11,2% значение целевого индикатора «Объем расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «город Ульяновск» в общем объеме расходов бюджета города, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» осталось на прежнем уровне (плановое значение - не более 10%).

 

5. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года утверждена решением Ульяновской Городской Думы от 08.09.2015 №102 (далее – Стратегия города).

Распоряжением администрации города Ульяновска от 10.11.2020 №302-р утверждён План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» на 2 и 3 этапе (далее – План мероприятий по реализации Стратегии).

В соответствии с Планом, в рамках достижения цели «Ресурсоэффективность и безопасность» предусмотрена задача «Эффективное муниципальное управление» и Инициатива №23 «Управление муниципальными финансами»

Указанная Инициатива «Управление муниципальными финансами» в Стратегии города не предусмотрена.

Для достижения цели «Повышение ресурсоэффективности и безопасности города» Стратегией города определены задачи, в том числе, увеличение доходной базы и достижение сбалансированности бюджета.

Следует отметить, что в Плане мероприятий по реализации Стратегии, в рамках Инициативы №23, отсутствуют мероприятия, направленные на достижение задачи, предусмотренной в Стратегии города, по сбалансированности бюджета.

 

6. Согласно Приложению №1 к Программе исполнителем мероприятия 1.5 «Проведение оценки эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам» являлось Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (далее – Управление имущественных отношений). Финансирование на реализацию в 2020 году указанного мероприятия предусмотрено не было.

В ходе контрольного мероприятия установлено следующее:

6.1.Федеральным законом от 25.12.2018 №494-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (вступил в силу 05.01.2019) статья 6 Бюджетного кодекса РФ дополнена понятием «налоговые расходы публично-правового образования» (так же понятие внесено в ст.174.3 и ст.192 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с ч.2 ст.174.3 Бюджетного кодекса РФ оценка налоговых расходов субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляется ежегодно в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

В Программе, в мероприятии «Проведение оценки эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам» (м.1.5 Программы), вышеуказанное изменение не отражено.

6.2.Порядок формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов муниципального образования «город Ульяновск» утверждён постановлением администрации города Ульяновска от 21.05.2020 №697 (далее – Порядок №697).

Управление имущественных отношений обобщает результаты оценки налоговых расходов, предоставленные кураторами налоговых расходов, и до 15 июля представляет сводную информацию об оценке налоговых расходов в Ульяновскую Городскую Думу и Финансовое управление администрации города Ульяновска (п.4.11 р.4 Порядка №697). Форма документа «Обобщённые результаты оценки налоговых расходов муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Обобщённые результаты) не утверждена.

6.3. Согласно Обобщённым результатам в 2020 году осуществлены 24 вида налоговых расходов, все налоговые расходы, осуществлённые в 2020 году - эффективны.

В ходе анализа Обобщённых результатов на соответствие требованиям Порядка №697 установлено следующее:

1)  Информация об оценке целесообразности налоговых расходов:

- по 13 видам налоговых расходов оценка не содержит ссылок на муниципальные, ведомственные целевые программы (подпрограммы, основные мероприятия программ), социально-экономическую политику муниципального образования «город Ульяновск», целям которых соответствуют налоговые расходы (п.п.16 п.2 Решения №118, п.п.4 п.2, п.п.1 п.5, п.п.4 п.5, п.п.8 п.5, п.п.10 «з» п.5, п.п.11 п.5, п.п.12 п.5, п.п.13 п.5, п.7, п.п.14 п.5, п.7.1, п.7.2 Решения №87).

- по 7 видам налоговых расходов отсутствует какая-либо информация о критерии «востребованность» (п.п.5 п.5, п.п.6 п.5, п.п.8 п.5, п.п.10 (а-ж) п.5, п.п.10 (з) п.5, п.п.11 п.5, п.п.13 п.5 Решения №87), составляющем целевую характеристику расхода в соответствии с Порядком №697.

2)По налоговым расходам, отмеченным в Обобщённых результатах, как «востребованные» вывод сделан с указанием количества налогоплательщиков, которым была предоставлена налоговая льгота за 2020 год. Налоговая льгота, не предоставленная в 2020 году (п.п.5 п.5 Решение №87) налогоплательщику и представленная налогоплательщикам (в различном количестве лиц) в рассматриваемых результатах одинаково «востребована», в связи с чем, не представляется возможным определить принцип оценки налоговых расходов по критерию «востребованность».

В Обобщённых результатах по всем 24 видам налоговых расходов информация о критерии «востребованность» не содержит информации, как о соотношении численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период (предусмотрено п.4.3 р.4 Порядка №697).

Следует отметить, что в Порядке №697, отсутствует информация о способе определения общей численности плательщиков и источнике данных указанных сведений (для расчёта).

3)Указанная в Обобщённых результатах информация о результативности налоговых расходов не содержит ссылок на показатели (индикаторы), характеризующие степень достижения целей муниципальной или ведомственной целевой программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования «город Ульяновск», не относящихся к муниципальным и ведомственным целевым программам, либо иные показатели (индикаторы), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы (п.4.5 р.4 Порядка №697).

Таким образом, при рассмотрении информации, отражённой в Обобщённых результатах, невозможно сделать вывод о соответствии проведённой оценки налоговых расходов Порядку №697.

6.4. При сопоставлении данных, представленных Управлением Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в Управление имущественных отношений (письмо от 09.07.2021 №19-12/11700) и данных Обобщённых результатов установлено несоответствие количества налоговых расходов.

В Обобщённых результатах 24 вида налоговых расходов, в информации Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области – 30 видов налоговых расходов.

Данное расхождение сложилось, за счёт объединения в Обобщённых результатах видов налоговых расходов, по п.п.10 п.5 Решения №87, «в отношении земельных участков, предназначенных для размещения погребов, а также объектов гаражного назначения, за исключением автомобильных моек», с подпункта «а» по «ж».

В информации Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области указанный вид налогового расхода (п.п.10 п.5 Решения №87) разбит по категориям налогоплательщиков. При этом, из 7 категорий налогоплательщиков в 2020 году воспользовалось льготой только 2 категории налогоплательщиков (информация входит в критерий «востребованность» при оценке налоговых расходов).

6.5. В соответствии с р.1 Программы администрация города Ульяновска последовательно проводит курс на оптимизацию налоговых преференций, путем проведения оценки эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам, об отмене неэффективных налоговых льгот, переход на адресное предоставление льгот.

При сравнении общей суммы налоговых расходов (предоставленных льгот по налогам) в муниципальном образовании «город Ульяновск» (отчёт формы №МН-5 за 2018,2019,2020 годы) с доходами, полученными по налогам, в рамках которых предусмотрено предоставление льгот (налог на имущество физических лиц и земельный налог), установлено, что процент (доля) расходов снижается (с 11,2% в 2018 году до 10,04% в 2020 году).

При сравнении налоговых расходов (отчёт формы №МН-5 за 2018,2019,2020 годы) с общим объёмом налоговых доходов муниципального образования «город Ульяновск», доля налоговых расходов в 2019 году увеличилась до 1,6% (в сравнении с 2018 годом (1,5%)) и в 2020 году осталась на уровне 2019 года.

В части количества налоговых расходов (по категориям налогоплательщиков) Управлением имущественных отношений представлены: Обобщённое заключение о целесообразности предоставления налоговых льгот в 2019 году по 16 категориям налогоплательщиков, которым предоставлены льготы (земельный налог и налог на имущество физических лиц) и Обобщённые результаты оценки налоговых расходов муниципального образования «город Ульяновск» за 2020 год по 24 категориям налогоплательщиков, которым предоставлены льготы (земельный налог и налог на имущество физических лиц).

 

7. Согласно Приложению №1 к Программе исполнителем мероприятия 1.6 «Создание условий роста налоговых и неналоговых доходов бюджета города» является Финансовое управление. На реализацию в 2020 году указанного мероприятия финансирования предусмотрено не было.

В ходе анализа мероприятий 1.6 Программы установлено следующее:

7.1. Постановлением администрации города Ульяновска от 05.07.2013 №2964 (с изменениями) утверждено положение о межведомственной комиссии по увеличению налогового и неналогового потенциала муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Комиссия, Положение о Комиссии) и её состав.

Согласно отчёту Финансового управления о проделанной работе по увеличению налоговых и неналоговых поступлений в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» за январь-декабрь 2020 года (далее – Отчёт Финансового управления) всего в ходе реализации мероприятий, направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов, в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» поступило 54 053,3 тыс.руб.

Первичные документы, подтверждающие объёмы поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет, в рамках работы комиссий, рабочих групп проверке не представлены. Указанный вывод был отражён, так же, в Заключении Контрольно-счётной палаты от 12.07.2019 (экспертно-аналитическое мероприятие по анализу деятельности администрации города Ульяновска в 2018 году по увеличению доходной базы бюджета муниципального образования «город Ульяновск»).

7.2. Целевым индикатором «Доля поступлений доходов за счет работы, направленной на увеличение доходного потенциала в рамках Межведомственной комиссии по увеличению налогового и неналогового потенциала муниципального образования «город Ульяновск», в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города», установленным к  мероприятию 1.6 Программы «Создание условий роста налоговых и неналоговых доходов бюджета города», в основном была принята в расчёт работа по взысканию недоимки по налоговым и неналоговым доходам, которая должна осуществляться администраторами доходов в рамках своих полномочий (ч.2 ст.160.1 БК РФ) и объём средств, поступивший в результате работы по взысканию недоимки, неподтверждённый документами. Так же, затруднительно подтвердить и взаимосвязь погашения задолженности (недоимки) с работой Комиссии (рабочих групп).

Иная деятельность, указанная в Отчёте Финансового управления и предусмотренная Планом реализации Стратегии развития города (Инициатива №23): по инвентаризации территории муниципального образования «город Ульяновск», по выявлению лиц, сдающих в аренду жилые и нежилые объекты недвижимости, по выявлению лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации в налоговых органах и т.п. в целевых индикаторах, связанных с мероприятием 1.6 Программы, не отражена.

Следует отметить, что целевой индикатор «Темп роста налоговых и неналоговых доходов в сопоставимых условиях», так же, относящийся к мероприятию 1.6 Программы «Создание условий роста налоговых и неналоговых доходов бюджета города», не позволяет однозначно оценить реализацию указанного мероприятия, в связи с тем, что исходя из Методики расчёта целевых индикаторов Программы, расчёт осуществляется из сумм общего объёма налоговых и неналоговых доходов бюджета города, без выделения сумм реализации мероприятий, приведших к росту налоговых и неналоговых доходов (по видам доходов) и объёме данного роста.

 

8.Согласно Приложению №1 к Программе исполнителем рассматриваемых мероприятий «Процентные платежи по муниципальному долгу» (м.2.1) и «Реализация мер по оптимизации муниципального долга» (м.2.2) является Администрация.

На реализацию в 2020 году мероприятия 2.1 Программы предусмотрено финансирование (с учётом изменений) в сумме 271 903,1 тыс. руб. На реализацию в 2020 году мероприятия 2.2 Программы финансирования предусмотрено не было.

8.1. Расходы на обслуживание муниципального долга за 2020 год составили  271 575,7 тыс. руб., что не превышает 15 % объёма расходов, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций в размере 1 266 177,5 тыс.руб.

Фактическая доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объёме расходов бюджета города, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, составила 3,2 %, при этом, указанные расходы превышают общий объём бюджетных ассигнований направленных в 2020 году на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (70 088,8 тыс. руб.), охрану окружающей среды  (204 053,8 тыс. руб.),  культуру, кинематографию (220 853,3 тыс. руб.).                   

8.2. Муниципальный долг муниципального образования «город Ульяновск» по итогам исполнения бюджета за 2020 год увеличился на 164 600,0 тыс. руб. или на 4,6 % и по состоянию на 01.01.2021 составил 3 770 598,6 тыс. руб. и не превышает установленный п. 3 Решения о бюджете (в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 16.12.2020 №60) верхний предел муниципального долга в сумме 3 870 598,6 тыс. руб.

Плановые и фактические (по итогам исполнения бюджета города в 2020 году) показатели объёма муниципального долга от объёма доходов бюджета города без учёта безвозмездных поступлений в 2020 году составили 75,4 % и 69,6 % соответственно.

В 2020 году произведено погашение долговых обязательств в общей сумме   3 618 783,6 тыс. руб.

По состоянию на 01.01.2021 по заключенным муниципальным контрактам, в 2023 году   необходимо будет погасить 26,5 % долговых обязательств, без учёта новых заимствований, со сроком погашения в 2023 году (в первом квартале 2023 года – 19,5%), в 2025 году необходимо будет погасить 32,0 % долговых обязательств, без учёта новых заимствований, со сроком погашения в 2025 году (в третьем квартале 2025 года – 19,6%).                 

8.3.  По итогам исполнения бюджета города в 2020 году администрацией города Ульяновска не обеспечено соблюдение требований ст.106 Бюджетного кодекса РФ, общая сумма муниципальных заимствований превысила сумму, направленную на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств на 100 156,1 тыс.руб.

Информация о превышении предельного объёма заимствований над суммой средств, направленных на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств  содержалась в заключении о результатах проведённого экспертно-аналитического мероприятия по внешней проверке годового отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 2020 год.

 

9. В рамках проведения аудита закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ) установлено следующее:

9.1.По результатам проведения 18 аукционов с общей начальной (максимальной) ценой контрактов 1 180 636,5 тыс. руб. (процент за пользование кредитом) на оказание услуг по предоставлению кредита (открытие невозобновляемой кредитной линии) в целях финансирования дефицита бюджета, погашения долговых обязательств, на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения бюджета, пополнения в течение финансового года остатков средств на счёте муниципального образования «город Ульяновск» были заключены 12 муниципальных контрактов на сумму 795 039,2 тыс. руб. (процент за пользование кредитом) на оказание услуг по предоставлению кредита (открытие невозобновляемой кредитной линии) на общую сумму 3 124 883,6 тыс.руб. (6 аукционов признаны несостоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок).

В ходе аукционов общая начальная (максимальная) цена контрактов была снижена на 0,7 % и составила 795 039,2 тыс. руб. В результате конкуренции между участниками аукционов сумма экономии составила 5 777,6 тыс. руб. Диапазон процентных ставок по контрактам, заключённым в 2020 году составил от  5,5 % до 7,75 % годовых.

С учётом внесенных изменений на основании дополнительных соглашений общая стоимость муниципальных контрактов по предоставлению кредита (открытие невозобновляемой кредитной линии), заключенных в 2020 году, была снижена на 6,4 % и составила 744 549,2 тыс.руб. (процент за пользование кредитом). Экономия бюджетных средств при исполнении муниципальных контрактов составила 50 490,0 тыс. руб.   С учётом внесенных изменений в контракты, заключенные в 2020 году, диапазон процентных ставок составил от 5,5 % до 7,25 % годовых.                 

9.2.  В нарушение ч.5, ч.8 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ  администрацией города Ульяновска в п. 6.9, 6.10 муниципальных контрактов от 16.03.2020 № 03683000001200001030001, от 16.03.2020 №03683000001200001050001, от 19.03.2020 №03683000001200001060001, от 08.06.2020 №03683000001200004660001, от 08.06.2020 №03683000001200004680001, от 09.07.2020 № 03683000001200005320001, от 09.07.2020№03683000001200005330001, от 09.07.2020 №03683000001200005340001 ответственность кредитора и заемщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом установлена не в соответствии с  п. 11, 12 Правил определения размера штрафа от 30.08.2017 №1042.

Информация о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в части установления ответственности кредитора и заемщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств содержалась в заключении о результатах проведённого экспертно-аналитического мероприятия по внешней проверке годового отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 2020 год.

Согласно письму временно исполняющего обязанности Главы города Ульяновска от 16.08.2021 № 73-ИОМСУ-24.01/10025 администрацией города Ульяновска нарушение установления  ответственности кредитора и заемщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств устранено при заключении в декабре 2020 года муниципальных контрактов.

 

10.  При проверке ведения бюджетного учёта и составления бюджетной отчётности было установлено следующее:

10.1. В нарушение п.251 Инструкции №157н, п.99 Инструкции  №162н администрацией города Ульяновска бюджетный учёт долговых обязательств в сумме 658 500,0 тыс. руб. и расчеты по начислению и выплате процентов в сумме 261,7 тыс.руб. по бюджетным кредитам на пополнение остатков средств на счете бюджета осуществлялся на счете 030113000 «Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу» вместо подлежащего применению счета 030111000 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рублях».

10.2. В нарушение подп.5 п. 1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ, п. 309, п.315, п.316 Инструкции  №157н, п.128, п.131, п.132, п.134 Инструкции №162н администрацией города Ульяновска на счетах 050101000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств», 050102000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению», 050103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» не отражены лимиты бюджетных обязательств (внесенные изменения) по коду классификации расхода бюджета 414 1301 2000162470 730 на общую сумму  931 903,1 тыс.руб. Обороты по счетам 050101000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств», 050102000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению», 050103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» не формировались, в том числе:

-  на счете 050111000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года», 050112000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению текущего финансового года» на сумму 271 903,1 тыс.руб. (с учетом изменений лимитов бюджетных обязательств);

- на счете  050113000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года» отражена сумма 306 210,0 тыс. руб. с нарушением порядка применения счётов бюджетного учета; на счете 050121000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)», 050122000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)», 050123000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)» на сумму 330 000,0 тыс.руб.;

- на счете 050131000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)», 050132000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)», 050133000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)» на сумму  330 000,0 тыс.руб.

10.3.  В нарушение подп.5 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ п.309, п.319 Инструкции №157н, п.134, п.141.1 Инструкции №162н администрацией города Ульяновска на счете 050207000 «Принимаемые обязательства» не отражены принимаемые обязательства по 18 извещениям на оказание услуг по предоставлению кредита (открытие невозобновляемой кредитной линии) на общую сумму 782 393,5 тыс.руб., в том числе: на счете 050217000 «Принимаемые обязательства текущего финансового года» на сумму 132 820,1 тыс.руб.; на счете 050227000 «Принимаемые обязательства первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)» на сумму 326 629,5 тыс.руб.; на счете 050237000 «Принимаемые обязательства второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)» на сумму 322 943,9 тыс. руб.

10.4.  В нарушение подп.5 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ, п.309, п.319 Инструкции №157н, п.140, п.141.1 Инструкции №162н администрацией города Ульяновска не отражены на счете 050201000 «Принятые обязательства» принятые обязательства на основании 12 муниципальных контрактов по предоставлению кредита (открытие невозобновляемой кредитной линии), заключенных в 2020 году на общую сумму 649 075,5 тыс.руб., срок исполнения которых установлен на следующие финансовые периоды, на счете 050207000 «Принимаемые обязательства» принятые бюджетные обязательства с победителем электронного аукциона на основании 4 заключенных муниципальных контрактов по предоставлению кредита (открытие невозобновляемой кредитной линии) на общую сумму 153 173,3 тыс.руб., в том числе:

- на счете 050221000 «Принятые обязательства первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)» на сумму 210 131,8 тыс.руб.;

- на счете 050231000 «Принятые обязательства второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)» на сумму 209 700,0 тыс.руб.;

-  на счете 050291000 «Принятые обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» на сумму 229 243,7 тыс.руб.;

- на счете 050227000 «Принимаемые обязательства первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)» на сумму 74 501,7 тыс.руб.;

-  на счете 050237000 «Принимаемые обязательства второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)» на сумму 74 069,9 тыс.руб.;

-  на счете 050297000 «Принимаемые обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» на сумму 4 601,7 тыс.руб.

10.5. В нарушение подп.5 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ, п.141 Инструкции №162н администрацией города Ульяновска не отражены на счете 050212000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» принятые денежные обязательства по расходам на обслуживание муниципального долга в сумме 271 575,7 тыс.руб.

10.6.  В результате нарушения методологии ведения бюджетного учета, определенной п. 309, п.315, п.316 Инструкции №157н и п.128, п.131, п.132, п.134, п.141 Инструкции №162н, и в нарушение  ч.1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 18 приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п.70, п.71 Инструкции №191н администрацией города Ульяновска в бюджетной отчетности по состоянию на 01.01.2021 отражены показатели, в графе 5 «Утверждено (доведено) лимитов бюджетных обязательств» –      271 903,1 тыс.руб., графе 9 «Денежные обязательства» – 271 575,7 тыс.руб. раздела «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» Отчета (ф. 0503128), не подтвержденные данными бюджетного учета, регистрами бухгалтерского учета, что является грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

10.7. В результате нарушения методологии ведения бюджетного учета, определенной  п. 309, п.315, п.316, п.319 Инструкции №157н и п.128, п.131, п.132, п.134, п.140, п.141.1 Инструкции №162н, и в нарушение  ч.1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п.18 приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н,  п.70, п.71, п.72.1 Инструкции №191н администрацией города Ульяновска в бюджетной отчетности не отражены показатели по строке 800 в графе 5 «Утверждено (доведено) лимитов бюджетных обязательств» – 660 000,0 тыс.руб., графе 7 «Принятые бюджетные обязательства, всего» – 872 919,2 тыс.руб. (с учетом сальдо на конец периода по счету 502.21 – 87 180,4 тыс.руб., счету 502.31 – 136 663,3 тыс.руб.), графе 8 «Принятые бюджетные обязательства, из них с применением конкурентных способов» – 153 173,3 тыс. руб. раздела «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» Отчета (ф. 0503128), что повлекло искажение показателей бюджетной отчетности по состоянию на 01.01.2021 по строке 800 Отчета (ф. 0503128) графы 5,7,8 на сумму 660 000,0 тыс.руб., 872 919,2 тыс.руб., 153 173,3 тыс.руб. соответственно или 100% и является грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Факты грубого нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ.

 

11. Проверке представлены отчёты о ходе реализации Программы за 2020 год, представленные в Финансовое управление Руководителем Программы и соисполнителями (письмо Финансового управления от 11.08.2021 №01-04/2241). В ходе анализа отчётов о реализации Программы в 2020 году установлено следующее:

11.1. В нарушение п.5.3 Порядка №2154 отчёты о выполнении Программы, представленные Руководителем Программы в Финансовое управление за 1,2,3 квартал 2020 года не содержат информации о реализации мероприятий без финансирования (отчёты содержат информацию только по мероприятию 2.1 Программы).

11.2.  В нарушение п.5.3 Порядка №2154 представленные Руководителем Программы в Финансовое управление отчёты о выполнении муниципальной программы (за 1,2,3 квартал 2020 года и за 2020 год) не содержат информации «о мерах по повышению эффективности их реализации».

11.3.  В нарушение раздела 6 Программы отчёты о выполнении Программы за 1,2,3,4 квартал 2020 года, предусмотренные к представлению в Финансовое управление Управлением имущественных отношений (соисполнитель Программы) по мероприятию 1.5 Программы (Проведение оценки эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам), проверке не представлены

11.4.  В нарушение п.5.3 Порядка №2154 представленные Руководителем Программы в Финансовое управление аналитическая записка к отчётам о ходе реализации Программы (за 1,2,3 квартал 2020 года и за 2020 год) не содержат информации о степени достижения цели муниципальной программы, запланированных результатах реализации муниципальной программы.

11.5. В нарушение п.5.3 Порядка №2154 по 10 мероприятиям, реализованным в 2020 году в рамках Программы (без финансирования), информация по форме Приложения №6 и Приложения №7 к Порядку №2154, в отчётах о ходе реализации Программы (за 1,2,3 квартал 2020 года и за 2020 год) отсутствует.

Следует отметить, что утверждённая форма «Отчёт о ходе реализации муниципальной программы муниципального образования «город Ульяновск»» (Приложением №7 к Порядку №2154) содержит, кроме информации по финансированию, информацию о сроках реализации мероприятий и целевых индикаторах Программы.

11.6.    В нарушение п.9 Приложения №6 к Порядку №2154 в отчёте о ходе реализации Программы за 2020 год отсутствует предусмотренная информация о расчёте оценки эффективности реализации Программы за отчетный год в соответствии с методикой, утвержденной данной Программой (по итогам года). 

11.7.  Следует отметить, что в отчёте по реализации Программы за 2020 год в таблице «Динамика значений целевых индикаторов реализации муниципальной программы» в графе «факт 2020» не указаны значения 7 целевых индикаторов, полученные расчётным путём в соответствии с методикой расчёта (см.гр.5 Таблицы №2).

Кроме того, в таблице «Динамика значений целевых индикаторов реализации муниципальной программы» по целевому индикатору «Объем расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «город Ульяновск» в общем объеме расходов бюджета города, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» указанное плановое значение «не более 15%» не соответствует плановому значению, указанному в разделе 7 Программы (не более 10%).

 

12.  При анализе целевых индикаторов Программы установлено следующее:

12.1. В Программе (Приложение №2) отсутствует методика расчёта по целевому индикатору «Сохранение доли программных расходов в общем объеме расходов средств бюджета города».

12.2. В соответствии с Методикой расчёта значений целевых индикаторов Программы по индикатору «Доля объема выпадающих доходов в результате предоставления льгот по местным налогам, установленных решениями Ульяновской Городской Думы, в общем объеме налоговых доходов бюджета города» предусмотрен расчёт, включающий (в том числе) показатель VBДп.n. - объем выпадающих доходов в результате предоставления льгот по местным налогам, установленных решениями Ульяновской Городской Думы.

Согласно представленным Финансовым управлением документам, информация об объеме выпадающих доходов в результате предоставления льгот по местным налогам, установленных решениями Ульяновской Городской Думы для расчёта значения целевого индикаторы взята в «Отчёте о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2020 год» (форма №5-МН).

Срок предоставления отчёта по форме №5-МН не позднее 02.08.2021 (приказ ФНС России от 21.12.2020 №ЕД-7-1/938@). Срок представления в Финансовое управление отчёта о реализации Программы за 2020 год – до 01.02.2021.

Учитывая вышеизложенное, на момент подачи отчёта о реализации Программы за 2020 год отчёт по форме №5-МН не был сформирован, соответственно значение целевого индикатора «Доля объема выпадающих доходов в результате предоставления льгот по местным налогам, установленных решениями Ульяновской Городской Думы, в общем объеме налоговых доходов бюджета города» не могло быть рассчитано по указанным Финансовым управлением данным.

Таким образом, не представляется возможным подтвердить достоверность значения целевого индикатора «Доля объема выпадающих доходов в результате предоставления льгот по местным налогам, установленных решениями Ульяновской Городской Думы, в общем объеме налоговых доходов бюджета города» указанного в отчёте о реализации Программы за 2020 год.

12.3. В соответствии с разделом 7 Программы целевой индикатор «Доля объема выпадающих доходов в результате предоставления льгот по местным налогам, установленных решениями Ульяновской Городской Думы, в общем объеме налоговых доходов бюджета города» связан с мероприятием 1.5 Программы «Проведение оценки эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам», исполнителем которого является Управление имущественных отношений.

Оценка налоговых расходов проводится Управлением имущественных отношений в соответствии с Порядком №697, в котором предусмотрен срок предоставления сводной информации об оценке налоговых расходов в Финансовое управление до 15 июля. Согласно представленной в Контрольно-счётную палату Обобщённой оценке, общая сумма налоговых льгот за 2020 год составила 89 709,0 тыс.руб.

Учитывая информацию, представленную Финансовым управлением (письмо от 11.08.2021 №01-04/2241), в расчёте вышеуказанного целевого индикатора, связанного с мероприятием по оценке налоговых расходов, информация Управления имущественных отношений (по оценке) не используется.

12.4. В представленном отчёте по реализации Программы за 2020 год не указано значение по целевому индикатору «Количество обновлений информации на официальном сайте Финансового управления администрации города Ульяновска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Открытый бюджет». Согласно Методике расчёта к Программе это абсолютный показатель, который рассчитывается путем прямого подсчета количества обновлений информации на официальном сайте Финансового управления администрации города Ульяновска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Открытый бюджет».

12.5. По целевому индикатору «Доля поступлений доходов за счет работы, направленной на увеличение доходного потенциала в рамках Межведомственной комиссии по увеличению налогового и неналогового потенциала муниципального образования «город Ульяновск», в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города» установлено следующее:

1) Согласно Отчёту Финансового управления в ходе реализации мероприятий, направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в результате работы комиссий, рабочих групп, в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» поступило 46 464,9 тыс.руб.

Фактически, при расчёте индикатора использована сумма 54 053,3 тыс.руб., что не соответствует информации, отражённой в Отчёте Финансового управления по работе комиссий (рабочих групп).

2) Документы об оплате задолженности по налоговым и неналоговым доходам, поступившие в бюджет в рамках работы Межведомственной комиссии проверке не представлены.

Таким образом, подтвердить сумму доходов 54 053,3 тыс.руб., применённую в расчёте целевого индикатора «Доля поступлений доходов за счет работы, направленной на увеличение доходного потенциала в рамках Межведомственной комиссии по увеличению налогового и неналогового потенциала муниципального образования «город Ульяновск», в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города» не представляется возможным.

12.6. Значение целевого индикатора «Доля поступлений доходов за счет работы, направленной на увеличение доходного потенциала в рамках Межведомственной комиссии по увеличению налогового и неналогового потенциала муниципального образования «город Ульяновск», в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города» в  2020 достигнуто не было (плановое значение «не менее 1,5%, фактическое «1%»).

Согласно информации, отражённой в отчёте о выполнении Программы за 2020 год, снижение значения «произошло в связи с изменившейся экономической ситуацией, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции».

12.7.Плановые  значения целевых индикаторов Программы на 2020 год «Объем расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «город Ульяновск» в общем объеме расходов бюджета города, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (план – не более 10%) и «Отношение объема муниципального долга муниципального образования «город Ульяновск» к утвержденному решением о бюджете на очередной финансовый год и плановый период общему объему доходов бюджета города без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц» (план – не более 80%) исходя из показателей утверждённых  Решением о бюджете (значения целевых индикаторов составило 3,9% и 69,9% соответственно) и Решением о бюджете (в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 16.12.2020 №60, (значения целевых индикаторов составило 3,1% и 75,4% соответственно)) фактически уже были выполнены до начала реализации мероприятий Программы.

 

Пояснения и замечания к акту о результатах проведённого контрольного мероприятия: отсутствуют.

 

Предложения (рекомендации): Администрации города Ульяновска (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, д.7.) следует:

1. Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.

2. Принять меры по устранению выявленных нарушений, указанных в представлении от 25.11.2021 №12.

 

 

Инспектор Контрольно-счётной палаты         

(руководитель контрольного мероприятия)                                С.Н.Харитонова