Отчёт о результатах контрольного мероприятия в Управлении по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка администрации города Ульяновска (Акт от 31.08.2018 № 14)

ОТЧЁТ

о результатах проведённого контрольного мероприятия

Проверка законности и результативности использования в 2017 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных Управлению по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка администрации города Ульяновска на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Ульяновск».

 

    Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.11 плана работы Контрольно-счётной палаты на 2018 год, утверждённого распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты от  29.12.2017 №41, поручение на проведение контрольного мероприятия от 24.05.2018 №10.

 

   Цель (предмет) контрольного мероприятия: проверка законности и результативности использования в 2017 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных Управлению по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка администрации города Ульяновска на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Ульяновск».

 

     Объект (объекты) контроля: Управление по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка администрации города Ульяновска.

 

    Проверяемый период деятельности: с 01.01.2017 по 31.12.2017.

 

    Срок проведения контрольного мероприятия: с 28.05.2018 по 22.06.2018.

    Объём проверенных денежных средств:  9 032,9 тыс. руб.

 

    Общая денежная сумма нарушений – 4 000,0 тыс. руб. (29 нарушений), в том числе в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Коллегией Счётной палаты Российской Федерации от 18.12.2014 (по группам нарушений):

-  нарушения при формировании и исполнении бюджетов (группа 1) –      4 000,0 тыс.руб. (18 нарушений);

- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (группа 2) – 0,0 тыс.руб. (3 нарушения);

- нарушение в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью (группа 3) – 0,0 тыс.руб.;

- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (группа 4) –  0,0 тыс. руб. (5 нарушений);

- Замечания (недостатки) к НПА – 3 нарушения.

 

    Результаты контрольного мероприятия, выявленные нарушения, недостатки:

 

    1. Управление действует на основании Положения, утверждённого решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об утверждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» (в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 27.04.2016 №40) (далее – Положение).

В соответствии с разделом 3 Положения основными задачами Управления являются:

- обеспечение реализации администрацией города Ульяновска единой политики муниципального образования «город Ульяновск» в области развития предпринимательства, туризма, общественного питания, услуг связи, торгового и бытового обслуживания на территории муниципального образования «город Ульяновск»;

- поиск и привлечение инвестиций в муниципальное образование «город Ульяновск», создание условий для привлечения  внебюджетных инвестиций, в том числе иностранных;

- обеспечение осуществления администрацией города Ульяновска мероприятий по защите прав потребителей в соответствии с законодательством.

         2. Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город «Ульяновск» утверждена постановлением Администрации города Ульяновска от 04.10.2013 №4334 (с изменениями от 28.12.2017 № 2927, далее – Программа).

    Цель Программы:

    Увеличение конкурентоспособности экономики муниципального образования «город Ульяновск» за счет развития предпринимательской деятельности на территории города Ульяновска.

    Задачей Программы является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства города Ульяновска.

    Решением Ульяновской Городской Думы от 02.12.2016 №132 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» первоначально Управлению на 2017 год были предусмотрены ассигнования на реализацию Программы по главе 470 разделу 04 12 целевой статье 22000000000 в сумме 11 790,0 тыс. руб.

    В результате вносимых изменений в решение о бюджете в 2017 году сумма уточнённых бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы составила  10 190,0 тыс. руб.:

- п.2. Подпрограммы «Предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат, связанных с обновлением основных» средств  в сумме  5 100 тыс.руб. или 50% от общей суммы бюджетных ассигнований;

- п.9.1. Подпрограммы «Организация и проведение семинаров, курсов, тренингов для незанятого населения, инвалидов, субъектов молодежного предпринимательства по развитию предпринимательской деятельности» в сумме 92,5 тыс. руб. или 0,9% от общей суммы бюджетных ассигнований;

- п.10. Подпрограммы «Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности» в сумме 323,8 тыс.руб. или 3,2% от общей суммы бюджетных ассигнований;

- п.11. Подпрограммы «Предоставление субсидий автономной некоммерческой организации «Ульяновский центр развития предпринимательства» на финансовое  обеспечение (возмещение) части затрат, связанных с расходами по безвозмездному оказанию консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства» в сумме 4 673,7 тыс.руб. или 45,8% от общей суммы бюджетных ассигнований.

Исполнение Программы составило 9 032,9 тыс. руб. (88,6% от бюджетных ассигнований).

    3. В соответствии с решением о бюджете в 2017 году уточнённые ассигнования на реализацию п.2 Подпрограммы составили  5 100,0 тыс.руб., исполнение составило 4 000,0 тыс.руб., или  78,4% от уточнённых ассигнований.

    Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат, связанных с обновлением основных средств, утверждён постановлением администрации города Ульяновска от 08.09.2017 №1988 (далее – Порядок). Постановление вступило в силу 12.09.2017. Ранее действующий Порядок, утвержденный постановлением администрации города Ульяновска от 24.06.2013 № 2724 (с изменениями) утратил силу.

    Проверкой установлено, что проект Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего  предпринимательства на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат, связанных с обновлением основных средств (утверждён постановлением администрации города Ульяновска от 08.09.2017 №1988), Управлением для прохождения финансово-экономической экспертизы  и получения заключения не направлялся в Контрольно-счётную палату  муниципального образования «город Ульяновск».

    4. В соответствии с решениями Комиссии (протоколы от 20.10.2017 №2, от 07.12.2017 №4) и на основании постановлений администрации города Ульяновска о предоставлении субсидий (от 23.11.2017 №№ 2496,2497, 2498, 2502; от 26.12.2017 №№2898, 2899, 2900, 2901) было заключено 8 Соглашений (по 500,0 тыс.рублей каждое) на предоставление субсидий на общую сумму 4 000,0 тыс. руб., а именно с:

- ИП Мамаев Д.В. (от 06.12.2017 №4/1-ОС);

- ООО «Фкуснофф» (от 06.12.2017 №3/1-ОС);

- ООО «Промдеталь» (от 06.12.2017 №1/1-ОС);

- ООО «Центр лазерной медицины» (от 06.12.2017 №2/1-ОС);

- ООО «СП» (от 28.12.2017 №3/2-ОС);

- ООО «ЕВА» (от 27.12.2017 №2/2-ОС);

- ООО «АвтоГазстрой» (от 28.12.2017 №1/2-ОС);

- ООО «СимУпак» (от 28.12.2017 №4/2-ОС).

    По итогам  реализации проектов, представленных 8 субъектами малого и среднего предпринимательства согласно бизнес-планов, планируется дополнительно создать 14 рабочих мест с  сохранением действующих 391 рабочего места.

Сроки реализации проектов предусматривались от 1 месяца до 1 года 5 месяцев с даты заключения Соглашения о предоставлении субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат, связанных с обновлением основных средств.

    На момент проверки срок реализации проектов истёк у трёх получателей субсидий (ИП Мамаев Д.В., ООО «Фкуснофф», ООО «АвтоГазстрой»).

 По итогам реализации этих проектов (согласно представленных получателями субсидий  штатных расписаний, приказов о приеме на работу работников, платежных документов на перечисление налогов с заработной платы с начала реализации проекта) созданы 6 новых рабочих мест, сохранены 288 действующих до получения субсидии рабочих мест, возвращены субсидии в виде налогов.

 

    5. Анализируя документы, представленные субъектами малого и среднего предпринимательства для получения субсидий, установлено, что из общего количества приобретенного оборудования (13 единиц) – 10 единиц оборудования приобретено в 2017 году, а 3 единицы приобретены в 2014-2016 году. ООО «Автогазстрой», ООО «Центр лазерной медицины», ООО «Фкуснофф» предоставили расчёты размера субсидии, произведённые  по остаточной стоимости (с учётом амортизации).

В Порядке не регламентирован период, в который может быть приобретено получателем субсидии необходимое ему оборудование (срок давности приобретения оборудования).

 

    6. В соответствии с п.2.11 Порядка проверка достоверности предоставленных сведений осуществляется Управлением. По результатам проверки Управление готовит информационную справку по каждому комплекту документов для последующего рассмотрения на заседании Комиссии (приложение № 4 к Порядку).

    В соответствии с п.п. 6 п.1.9 Порядка одним из условий, дающим право на получение субсидии  заявителям,  является  условие, что размер минимальной заработной платы работников получателя субсидии на момент подачи документов должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ульяновской области. Величина прожиточного минимума в Ульяновской области установлена постановлением Правительства Ульяновской области от 25.08.2017 № 415-П «О прожиточном минимуме в Ульяновской области за 2 квартал 2017 года» и от 20.11.2017 № 572-П «О прожиточном минимуме в Ульяновской области за 3 квартал 2017 года».

    В соответствии с п.п.8 п.1.9 Порядка заявитель имеет право  на получение субсидии, если ранее в отношении претендента (его учредителя, в том числе ранее зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) не принималось решение о предоставлении аналогичной субсидии (условия, предоставления которой совпадали с условиями настоящего Порядка).

В соответствии с п.1.7 Порядка возмещению не подлежат затраты на приобретение оборудования у лица, не являющегося производителем, дилером, дистрибьютором.

    В ходе проверки документов, установлено, что  в информационной справке (приложение № 4 к Порядку) не содержится информация о соответствии получателей субсидии указанным условиям Порядка: о соответствии минимальной заработной платы работников, о предоставлении или не предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в рамках программ развития малого и среднего предпринимательства, а также информация о том, что закупка оборудования производилась у лиц,  не являющихся производителем, дилером, дистрибьютором.

    В протоколах заседаний Комиссий по рассмотрению заявок на получение субсидии субъектами малого и среднего предпринимательства информация о соответствии размера заработной платы работников  размеру платы, установленному  п.п. 6 п.1.9 Порядка не содержится.

    В качестве подтверждения информации о предоставлении или не предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» Управлением предоставлен   Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших субсидии из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 2016-2017 годы в рамках программ развития малого и среднего предпринимательства. Данная информация в протоколах заседаний Комиссии не содержится.

     В качестве подтверждения выполнения условий п.1.7 Порядка (приобретение оборудования у лица, являющегося производителем, дилером, дистрибьютором) Управлением предоставлена выписка из ОКВЭД, что не позволяет сделать вывод, что поставщик   являлся производителем, дилером, дистрибьютором.

    Таким образом, можно сделать вывод, что Управление не осуществляло должный контроль за выполнением условий предоставления субсидий.

 

    7. В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Порядка установлены сроки предоставления получателями субсидии отчётов о реализации проектов: ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом и годового отчёта до 01 апреля года, следующего за отчётным.

    7.1. В ходе анализа пакетов отчётных документов о реализации проектов и документов, подтверждающих достижение запланированных показателей, представленных получателями субсидий, установлены факты нарушения сроков предоставления тремя получателями субсидии информации о ходе реализации проекта, а также предоставление неполного комплекта  документов, подтверждающих достижение указанных в отчёте о реализации проектов показателей, предусмотренных п.п.3.1.,3.2 Порядка, а именно:

         1) При установленном сроке предоставления ежеквартального отчёта 25.01.2018, отчёты ООО «СП», ООО «ЕВА», ООО «Промдеталь» предоставлены в Управление - 08.02.2018 (с нарушением срока на 14 дней).

    2) Годовой отчёт за 2017 год при установленном сроке предоставления до 01.04.2018, ООО «СП» предоставлен в Управление - 23.04.2018 (с нарушением срока на 21 день), ООО «ЕВА» предоставлен в Управление - 07.05.2018 (с нарушением срока на 35 дней).

    3) В пакете документов у ООО «ЕВА»  отсутствовала копия формы по КНД 1110018 «Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» с отметкой налогового органа (квитанция о приеме налоговой декларации (расчёта). В ходе проведения контрольного мероприятия ООО «ЕВА» предоставило 08.06.2018 копию формы по КНД 1110018 «Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год».

Вышеизложенные нарушения и замечания, свидетельствуют об отсутствии должного контроля со стороны Управления.

 

         8. При анализе отчётных документов о ходе реализации проектов установлено: что, из восьми получателей субсидии, три получателя (ООО «ЕВА», ООО «СП», ООО «Промдеталь») предоставили в адрес Управления  скорректированный финансовый прогноз с обоснованием причин вносимых изменений реализации своих проектов в части уточнения показателей сумм выручки и  перечисления налогов.

    8.1 На основании пунктов 3.5, 3.6 Соглашений получатели субсидии гарантировали обеспечить выполнение финансово-экономических показателей, предусмотренных бизнес-планом, а также предоставить в Управление отчётную информацию, предусмотренную разделом 3 Порядка:

- ООО «ЕВА» гарантировало сохранение 10 рабочих мест в течение 1 месяца с даты заключения Соглашения от 27.12.2017 № 2/2-ОС. Согласно представленным пояснениям директора ООО «ЕВА» в адрес Управления, не выполнение финансово-экономических показателей, предусмотренных бизнес-планом проекта, обусловлено  нарушением сроков поставки оборудования контрагентами.

-  ООО «СП» гарантировало сохранение 8 рабочих мест в течение 15 месяцев с даты заключения Соглашения от 28.12.2017 № 3/2-ОС. Согласно представленным в адрес Управления   пояснениям коммерческого директора ООО «СП»  не выполнение финансово-экономических показателей, предусмотренных бизнес-планом проекта, обусловлено  тем, что в зимний период резиновая плита не пользовалась спросом у покупателей (оборудование не использовалось в производственной деятельности).

- ООО ««Промдеталь»» гарантировало создать 1 и сохранить 15 рабочих мест в течение 6 месяцев с даты заключения Соглашения от 06.12.2017 № 1/1-ОС. Согласно представленным пояснениям директора ООО «Промдеталь» в адрес Управления, не выполнение финансово-экономических показателей, предусмотренных бизнес-планом проекта, обусловлено  нарушением сроков поставки оборудования контрагентами.

    8.2 В соответствии с п.4.4 Порядка в случае существенного отклонения финансово-экономических показателей реализации проекта от плановых показателей (по налоговым отчислениям отклонение на 30 и более процентов, по количеству созданных рабочих мест отклонение на 10 и более процентов) по итогам одного года реализации проекта (с момента перечисления средств субсидии) соглашение расторгается Управлением в одностороннем порядке. При отклонении показателей менее чем на 30% и 10% соответственно получатель субсидии представляет на рассмотрение Комиссии скорректированный бизнес-план с обоснованием характера, причин и необходимости вносимых изменений в проект (п.4.4 Порядка).

          В нарушение п.4.4 Порядка скорректированный бизнес-план, представленный тремя получателями субсидии (ООО «ЕВА», ООО «СП», ООО «Промдеталь») с обоснованием характера, причин и необходимости вносимых изменений в проект Управлением на рассмотрение Комиссии не вносился.

    Указанный факт свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны Управления в части  соблюдения получателем условий предоставления субсидии.

 

         9.  В ходе контрольного мероприятия комиссионно проведены 07.06.2018 визуальные осмотры оборудования, приобретённого 5 субъектами малого и среднего предпринимательства: ИП Мамаев Д.В., ООО «ЕВА», ООО Центр Лазерной медицины», ООО «Автогазстрой», ООО «СП».

         По результатам визуального осмотра, проведённого 07.06.2018 установлено, что приобретенное ООО «СП» оборудование   для производства травмо-безопасной резиновой плитки для детских площадок  (пресс с гидростанцией – 1 шт. на сумму 210,0 тыс.руб., растворосмеситель –  2 шт. на общую сумму 290,0 тыс.руб.),  (договор от 10.10.2017 № 45 с ООО «СОМТЕ», товарная накладная № 224 от 10.10.2017 на общую сумму 500,0 тыс.руб.), находилось  в упаковке, на открытой площадке территории ООО «СП» и не использовалось в производственной деятельности.

В соответствии с представленной ООО «СП» оборотно-сальдовой ведомостью по счету 01 «Основные средства» вышеуказанное оборудование принято на бухгалтерский учёт 01.11.2017, начислена амортизация, остаточная стоимость оборудования по состоянию на 01.06.2018 составила 456 651,86 руб.

 

    10. В рамках реализации мероприятий раздела 2 «Информационная поддержка в сфере развития предпринимательства» 6 договоров на общую сумму 360,3 тыс.руб. путём осуществления закупки у единственного поставщика в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

     План–график закупок, опубликован на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 08.12.2017.

В соответствии с письмом Управления в адрес Контрольно-счётной палаты (письмо от 21.06.2018 № 875/03-40), в связи с оперативными мероприятиями, проводимыми в Управлении, Управлением МВД по Ульяновской области были изъяты 27.12.2017 контракты (договоры), платежные документы и вся документация, подтверждающая исполнение контрактов (договоров), информация по которым приведена ниже.

    10.1 В соответствии с решением о бюджете в 2017 году уточнённые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий п.п.9.1 раздела 2 Программы составили 92,5 тыс. руб., исполнение составило  92,5 тыс. руб. или 100,0 % от уточнённых бюджетных ассигнований.

В рамках реализации п.п. 9.1 мероприятий Подпрограммы Управлением заключен договор от 05.12.2017 №26 с ООО «Мастер Информационных Технологий» на оказание услуг по проведению обучающего мероприятия (семинара) по теме «Основы предпринимательской деятельности» на сумму 92,5 тыс. руб.

    Согласно п.4.1.7 Договора Исполнителем предусмотрено обеспечить явку слушателей в количестве не менее 100 человек, желающих стать субъектами  малого и среднего предпринимательства, обеспечить регистрацию слушателей согласно регистрационной форме участника и фото фиксацию лектора и слушателей.

      Проверке не представлены документы, подтверждающие квалификацию бизнес-тренеров, оказывающих услуги по проведению по проведению семинаров и тренингов.           

    В связи с отсутствием документов к договору (калькуляций  по видам оказанных услуг (цена единицы услуги, состав и стоимость оказываемых услуг), установить соответствие между ценой договора и оказанной услугой не предоставляется возможным.

    В связи с отсутствием списков, фото фиксации лектора и слушателей, принявших участие в семинаре, подтвердить факт оказания услуг на условиях, предусмотренных договором не предоставляется возможным.

    10.2 В соответствии с решением о бюджете в 2017 году уточнённые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий п.10 раздела 2 Программы составили 323,8 тыс. руб., исполнение составило  267,8 тыс. руб. или 82,7 % от уточнённых бюджетных ассигнований.

 В рамках реализации п.п. 10.1, п.10 мероприятий Подпрограммы «Организация освещения в средствах массовой информации вопросов развития малого и среднего предпринимательства, пропаганда  положительного имиджа малого и среднего бизнеса» Управлением заключено 2 контракта на общую сумму 144,0 тыс. руб.:

1)  Контракт от 31.10.2017 № 23 с ООО «ИРА Мозаика» на размещение в журнале «Деловое обозрение» информационного материала, освещающего вопросы развития малого и среднего предпринимательства в статье по теме: «Стартапы. Большие и маленькие» на сумму 48,5 тыс.руб.

2) Контракт от 07.11.2017 № 24 с ООО «ИРА Мозаика» на размещение в журнале «Деловое обозрение» № 11(ноябрь) информационного материала, освещающего вопросы развития малого и среднего предпринимательства в рубрике  «Гость номера» на сумму 95,5 тыс. руб.

     В соответствии с п.п.1.1 Контрактов от 31.10.2017 № 23, от 07.11.2017 № 24  ООО «ИРА Мозаика» принимает на себя обязанности по выполнению услуг в объёме и сроки согласно Приложению к контракту.

    В связи с отсутствием приложений к  контрактам (от 31.10.2017 № 23, от 07.11.2017 № 24), подтвердить своевременность и объём оказанных услуг не предоставляется возможным.

    10.3 В рамках реализации п.п. 10.2, п.10 мероприятий Подпрограммы «Обеспечение участия  субъектов малого и среднего предпринимательства города Ульяновска в областных конкурсах, конференциях, семинарах, курсах, тренингах, «круглых столах» по вопросам предпринимательской деятельности» Управлением заключен договор от 08.12.2017 № 27 с АНО «Региональный центр поддержки сопровождения предпринимательства» на оказание содействия в проведении обучающегося мероприятия – в форме тренинга на тему «Коммуникативная компетенция руководителя» на общую сумму 100,0 тыс. руб.

        Проверке не представлены документы, подтверждающие квалификацию бизнес-тренеров, оказывающих услуги по проведению по проведению семинаров и тренингов.           

10.4 В рамках реализации п.п. 10.3, п.10 мероприятий Подпрограммы «Обеспечение функционирования официального сайта в сети «Интернет», обеспечивающего информационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Ульяновск»  Управлением заключен Контракт от 10.02.2017 №6-SS/2017/7 с ООО «Айтек-сервис» на услуги по технической поддержке web-сайта www.komitet-73.ru  общей стоимостью 23,8 тыс. руб.

В связи с отсутствием документов к договорам, указанным в  пунктах 10.2, 10.3, 10.4 Заключения, калькуляций  по видам оказанных услуг (цена единицы услуги, состав и стоимость оказываемых услуг) расшифровки затрат (заработная плата  лица, проводившего семинар, аренда и уборка  помещения), установить соответствие между ценой договора и оказанной услугой, а также  проверить  обоснованность применяемых  в договорах  цен  не  предоставляется возможным.

 

    11. Автономная некоммерческая организация «Ульяновский центр развития предпринимательства» (далее – Центр) действует на основании Устава, утверждённого распоряжением Комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей мэрии города Ульяновска от 12.08.2010 № 1. С 2010 года изменения в Устав Центра не вносились.

Учредителем Центра является Управление.

      11.1.  В соответствии с:

         - п. 3.1. Устава высшим коллегиальным органом управления Центра является Правление Центра, состав которого формируется Учредителем сроком на три года.

       В соответствии с  протоколом от 21.04.2017 № 01-17/1 заседания Правления Центра состав Правления состоит из двух человек: председателя – начальника Управления по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка администрации города Ульяновска и секретаря Правления Центра – директора автономной некоммерческой организации «Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства».

         - п.3.7 Устава  к исключительной компетенции Правления Центра относится утверждение финансового плана Центра и внесение в него изменений.

       Утверждённый в соответствии с п.3.7 Устава финансовый план Центра на 2017 год проверке не представлен.

       - п. 4.1. Устава контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Центра осуществляет Ревизионная комиссия.

       - п. 4.2. Устава Ревизионная комиссия осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центра не реже одного раза в год. По результатам проверок комиссия готовит заключение и представляет его Правлению. Заключение Ревизионной комиссии утверждает Правление.

         В нарушение  п.4.2 Устава заключение Ревизионной комиссии от 09.01.2018 года по результатам проверки годового отчёта, а также финансово-хозяйственной деятельности Центра за 2017 год  Правлением не утверждено.

     В ходе анализа представленных Центром документов, приложенных к заявлениям на получение субсидии, установлено, что выручка от реализации товаров  (работ, услуг) в 2017 году у Центра отсутствовала.

       Учётная политика  на 2016 год утверждена приказом директором Центра  от 01.01.2016 №1 «О принятии учётной политики на предприятии». Изменения в Учётную политику Центром в 2017 году не вносились.

 

    12. В соответствии с представленным отчётом о деятельности Центра за 2017 год, деятельность Центра осуществлялась в соответствии с Планом деятельности  по двум основным направлениям:

      - консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на личном приеме и по телефону;

- проведение обучающих семинаров, тренингов для субъектов малого и среднего предпринимательства.

         План деятельности  на 2017 год проверке не предоставлен, в связи с этим невозможно проанализировать соответствие показателей, указанных  в отчёте о деятельности Центра за 2017 год  плановым показателям.

    13. Порядок определения объёма и предоставления из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» субсидий Центру в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат, связанных с расходами по безвозмездному оказанию консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства и состав комиссии по рассмотрению заявлений Центра на предоставление субсидий (далее – Комиссия) были утверждены постановлением администрации города Ульяновска от 20.06.2014 № 2978 (с изменениями в редакции от 25.07.2016 № 2112) (далее – Порядок).

    13.1 В соответствии с решением о бюджете в 2017 году уточнённые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий п.11 раздела 2 Программы составили 4 673,7 тыс. руб., исполнение составило  4 672,6 тыс. руб. или 99,9 % от уточнённых бюджетных ассигнований.

 В проверяемом периоде на основании протоколов заседания  Комиссии, приказов Управления  было заключено 12 Договоров о предоставлении субсидий на общую сумму 4 672,6 тыс. руб.

Ежемесячная сумма предоставленной субсидии Центру из бюджета  муниципального образования «город Ульяновск» на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат, связанных с расходами по безвозмездному оказанию консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в 2017 году составила от 264,5 тыс. руб. до 488,2 тыс.руб.

    14. Состав Комиссии по рассмотрению заявлений Центру на предоставлении субсидий утверждён постановлением администрации города Ульяновска от 20.06.2014 №2978 (с изменениями от 25.07.2016 №2112).

         Рассматривая протоколы заседания Комиссии по рассмотрению заявлений Центра на предоставление субсидии выявлено, что отдельные протоколы Комиссии не подписаны всеми присутствующими членами, указанными в протоколе. Например,  протоколы от 09.06.2017 №4, от 25.10.2017 №9, от 27.11.2017 № 10  подписаны следующими членами конкурсной Комиссии (5 членов): П.А. Антоновым,  Л.М. Дьяконовой, Р.Б.Кашперским, Н.Г. Фадеевой, И.Ш.Яхиным  при  отсутствии подписей 5 членов Комиссии, а именно:  И.А. Киреевой, И.А Алексеева, О.В. Панковой, Д.В.Прохорова, Д.В. Хлыстун.

         Таким образом, отсутствие в протоколах необходимого количества подписей членов Комиссии ставит под сомнение фактическое присутствие членов комиссии на заседании.

         Также следует отметить, что согласно решению комиссии по рассмотрению заявок Центра (протокол от 25.10.2017 №9) в августе месяце 2017 года предоставлены субсидии, в соответствии с заявкой Центра на сумму 292 086,76 руб., тогда как в протоколе от 25.10.2017 №9 комиссией отражено решение на предоставление субсидии Центру для возмещения расходов  в сумме 357 892,65 руб.

 

    15. Согласно подтверждающим документам, приложенным к заявлениям на предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, Центром были произведены расходы на общую сумму 4 672,6 тыс. руб., в том числе:

-       на оплату труда с начислениями (с учётом договоров гражданско-правового характера)  в общей сумме 1 684,6 тыс. руб. или 36,1 % от общей суммы возмещенных расходов;

-     на оплату услуг по 122 договорам на проведение семинаров и тренингов в общей сумме 2 855,6 тыс. руб. или 61,1 % от общей суммы возмещенных расходов;

-     на оплату канцелярских товаров, хозяйственных товаров, почтовые услуги, заправку картриджа, техническое обслуживание принтера, за негативное воздействие на окружающую среду  в общей сумме 31,9 тыс. руб. или 0,7 % от общей суммы возмещенных расходов;

-     на оплату оплата коммунальных услуг (тепло и электроэнергия) в общей сумме 28,2 тыс. руб. или 0,6 % от общей суммы возмещенных расходов;

-     на оплату услуг по сопровождению официального сайта Центра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационное сопровождение 1С в общей сумме 12,8 тыс. руб. или  0,3 % от общей суммы возмещенных расходов;

-     оплата услуг телефонной связи и услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сумме 25,6 тыс. руб. или 0,6 % от общей суммы возмещенных расходов;

-     на оплату услуг кредитной организации за расчетно-кассовое обслуживание, расходов на оформление ЭП в общей сумме 33,9 тыс. руб. или 0,6 % от общей суммы возмещенных расходов.

 

    16. Центром в 2017 году заключены 122 договора на оплату услуг по проведению тренингов и семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства  на общую сумму 2 855,6 тыс.руб. или 61,1 % от общей суммы возмещенных расходов (4 672,6 тыс. руб.).

Центром ежемесячно  заключались договоры на проведение тренингов и семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства в количестве от 5 до 13 договоров. Общая сумма договоров составила  2 855,6 тыс. руб., в том числе в разрезе исполнителей:

- ООО «Мастер информационных технологий» - 77 договоров на общую сумму 2 038,8 тыс.руб. или 71,4 % от общей сумму заключенных договоров;

- ИП Жиляков Н.В  -  29 договоров на общую сумму  463,2  тыс.руб.  или 16,2 % от общей сумму заключенных договоров;

- ИП Прохоров Д.В. - 16 договоров на общую сумму 353,6   тыс.руб. или 12,4 % от общей сумму заключенных договоров.

        Во всех указанных  договорах  по оплате услуг по проведению тренингов и семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют калькуляции по видам оказанных услуг (цена единицы услуги, состав и стоимость оказываемых услуг), расшифровка  затрат (аренда и уборка  помещения, коммунальные  услуги и т.д.). 

     Проверке не представлены документы, подтверждающие квалификацию бизнес-тренеров, оказывающих услуги по проведению по  семинаров и тренингов. 

        Таким образом, в связи с отсутствием документов к 122 договорам (калькуляций  по видам оказанных услуг (цена единицы услуги, состав и стоимость оказываемых услуг),  расшифровки  затрат (заработная плата  лица, проводившего семинар, аренда и уборка  помещения) проверить  обоснованность применяемых  в договорах  цен  не  представляется  возможным.

Пояснения Центра о  подборе тематики семинаров и тренингов, их планирование на 2017 год по срокам и очередности проведения  не представлены.

        

    17. В 2017 году в Центре действовали штатные расписания, утвержденные  директором  Центра (штатное расписание с Управлением не согласовано).

        По состоянию на 01.01.2017 (приказ от 26.12.2016 № 21) – штат в количестве 7,14 ед. Месячный фонд оплаты труда установлен в размере 211 000 руб.

        По состоянию на 31.12.2017 (приказ от 14.08.2017 № 7) – штат в количестве 6,5 ед. Месячный фонд оплаты труда установлен в размере 201 000 руб.

        Расчёт фонда оплаты труда работников Центра проверке не представлен.

       Трудовым договором директору Центра установлен оклад в размере 35,0 тыс.руб., предусмотрены поощрения в соответствии с Положением «О единовременном поощрении работников Центра».

       Расходы Центра в 2017 году на оплату труда с начислениями  составили  в общей сумме 1 684,6 тыс. руб., в том числе премия составила – 115,9 тыс. руб. или 6,9 % от общей суммы расходов на оплату труда.

       Оплата труда  работников Центра регулировалась Положениями «Об оплате труда сотрудников»  (приказ директора от 25.04.2017), «О единовременном поощрении работников Центра» (приказ директора от 28.01.2016) (Положения с  Управлением не согласованы).    

       Управлением, Центром пояснения по порядку  установления  размеров оплаты труда и премий  работникам Центра не представлены.

        

      18. Согласно разделу 6 Программы Управление ежегодно до 01 февраля обязано представлять отчет о выполнении Подпрограммы, включая меры по повышению эффективности ее реализации в отчетном году в Финансовое управление администрации города Ульяновска (далее – Финансовое управление).

    Проверке представлен отчёт о ходе выполнения муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Ульяновск»  за 2017 год, представленный в Финансовое управление письмом Управления от 14.02.2018 № 216/03-40, то есть с нарушением срока на 13 календарных дней.

    Согласно отчету Управления о ходе реализации Программы за 2017 год, представленному в Финансовое управление, экономическая эффективность Подпрограммы составила 74,1% при освоении бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы в количестве 88,6%.

    В отчёте Управления о реализации Программы за 2017 год  меры по повышению эффективности ее реализации не отражены.

 

    18.1 Значения целевых индикаторов, предусмотренных Программой по состоянию на 01.01.2018 согласно отчёту Управления приведены в Таблице №1.

 

Таблица №1

N п/п

Наименование целевого индикатора

Источник получения данных

Еди-ница измере-ния

№ программ-ного мероприятия, соответ-ствующего показателю

Значение целевого индикатора за 2017 год

Откло-нение от плано-вых значе-ний

Плановое значение в соответствии с р.7 Под-программы

Данные согласно отчёта Управле-ния

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей финансовой поддержки:

Данные Управ-ления

единиц

1-9

10

8

- 2

1.2.

- действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат, связанных с обновлением основных средств

единиц

2

10

8

- 2

2.

Количество информационных сообщений о деятельности администрации города Ульяновска в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

единиц

10.1,10.3

66

71

+ 5

2.1

- размещенных в средствах массовой информации в целях развития малого и среднего предпринимательства, пропаганды положительного имиджа малого и среднего бизнеса

единиц

10.1

4

2

-2

2.2

- размещенных на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

единиц

10.3

40

-

-

3.

Количество безвозмездных консультационных услуг, оказываемых  субъектов малого и среднего предпринимательства:

единиц

9.1, 10.2,11

5 853

6 260

+407

3.1

-оказанных путем проведения семинаров, курсов, тренингов для незанятого населения, инвалидов, субъектов молодежного предпринимательства по развитию предпринимательской деятельности

единиц

9.1

2

1

-1

3.2

- оказанных путем обеспечения участия субъектов малого и среднего предпринимательства города Ульяновска в областных конкурсах, конференциях, семинарах, курсах, тренингах, «круглых столах» по вопросам предпринимательской деятельности

единиц

10.2

2

-

-

3.3

-предоставленных автономной некоммерческой организацией «Ульяновский центр развития предпринимательства», в том числе:

 

 

 

11

5849

-

-

3.3.1

- путем проведения семинаров, курсов, тренингов для субъектов малого и среднего предпринимательства

 

 

3125

-

-

3.3.2

- путем оказания на личном приеме консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства

 

 

2724

-

-

При анализе целевых индикаторов в отчёте Управления о реализации Программы за 2017 год установлено следующее:

1) не указаны целевые индикаторы и их значения:

-  количество информационных сообщений о деятельности администрации города Ульяновска в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п.2.2 Таблицы № 3);

- количество безвозмездных консультационных услуг, оказываемых  субъектов малого и среднего предпринимательства путем обеспечения участия субъектов малого и среднего предпринимательства города Ульяновска в областных конкурсах, конференциях, семинарах, курсах, тренингах, «круглых столах» по вопросам предпринимательской деятельности (п.3.2 Таблицы № 3);

         - количество безвозмездных консультационных услуг, оказываемых  субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставленных Центром, в том числе путем проведения семинаров, курсов, тренингов для субъектов малого и среднего предпринимательства и путем оказания на личном приеме консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (п.3.3 Таблицы № 1);

2) имеются отклонения от плановых значений по целевым индикаторам:

а) не выполнены целевые индикаторы:

- количество субъектов малого и среднего предпринимательства получателей финансовой поддержки, действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат, связанных с обновлением основных средств  (п.1 Таблицы № 1) исполнение составило - 8 единиц (при плановом значении на 2017 год – 10);

- количество информационных сообщений о деятельности  администрации города Ульяновска в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных в средствах массовой информации в целях развития малого и среднего предпринимательства, пропаганды положительного имиджа малого и среднего бизнеса (п.2.1 Таблицы № 3) исполнение составило – 2 единицы (при плановом значении  – 4);

- количество безвозмездных консультационных услуг, оказываемых  субъектам малого и среднего предпринимательства путем проведения семинаров, курсов, тренингов для незанятого населения, инвалидов, субъектов молодежного предпринимательства по развитию предпринимательской деятельности (п.3.1 Таблицы № 1) исполнение составило – 1 единица (при плановом значении  – 2);

б) фактическое значение целевого индикатора больше планового значения:

-  общее количество информационных сообщений о деятельности администрации города Ульяновска в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п.2 Таблицы № 3) исполнение составило - 71 единица (при плановом значении на 2017 год – 66);

- общее количество безвозмездных консультационных услуг, оказываемых  субъектам малого и среднего предпринимательства (п.3 Таблицы № 1) исполнение составило – 6 260 единиц (при плановом значении на 2017 год – 5 853).

    18.2 Установлены  факты  несоответствия  значений  целевых  индикаторов за 2017 год  указанных  в  тексте Программы  и  в  Приложении №1  к Подпрограмме. Так, например:

- в Программе (раздел 7 «Целевые индикаторы программы») значение целевого индикатора «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства получателей финансовой поддержки» указано -  39 единиц, тогда как в Приложении №1 к подпрограмме  (раздел 7 «Целевые индикаторы программы») по данному индикатору  значится – 10 единиц;

- в Программе (раздел 7 «Целевые индикаторы программы») значение целевого индикатора «Количество информационных сообщений о деятельности администрации города Ульяновска в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» указано – 58 единиц, тогда как в Приложении №1 к Подпрограмме  (раздел 7 «Целевые индикаторы подпрограммы») по данному индикатору  значится – 66 единиц.

    В нарушении р.5 «Управление и контроль реализации МП», р.6 «Полномочия руководителя МП, исполнителя МП и соисполнителей МП при разработке и реализации МП» Порядка «Об утверждении порядков принятия решения о разработке, формировании, реализации и оценки эффективности муниципальных и ведомственных целевых программ муниципального образования «город Ульяновск», утверждённого постановлением администрации города Ульяновска от 29.07.2016 № 2154, Управлением не осуществлялся контроль за реализацией Программы, не вносились изменения  в Программу, не осуществлялся должным образом контроль за достижением целевых индикаторов, а также конечных результатов ее реализации.

 

    18.3 По данным Приложения №1 к Подпрограмме значение целевого индикатора «Количество информационных сообщений о деятельности администрации города Ульяновска  в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (п.2 раздела 2 «Целевые индикаторы подпрограммы»)  указано – 66 единиц.

Указанный целевой индикатор подразделяется на два подпункта, а именно:

- п. 2.1 «Количество информационных сообщений размещенных в средствах массовой информации» - 4 единицы;

 - п.2.2 «Количество информационных сообщений размещенных на официальном сайте Управления» – 40 единиц.

Таким  образом, наименование индикатора и источник информации по нему, входящий в состав индикатора по п.2 раздела 2 «Целевые индикаторы подпрограммы», со значением  22 единицы  как в программе, так и в отчёте  отсутствуют (66 ед. – 44 ед.).

 

Данные по целевым индикаторам по п. 1.2, 2.1., 3.1  Таблицы № 1 подтверждены Соглашениями, заключенными Управлением с получателями субсидии и договорами с организациями, оказавшими услуги по безвозмездному оказанию консультативных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства,  проведению семинаров и тренингов.

Данные по целевым индикаторам по п.2 (за исключением п.2.1) Таблицы № 1 не подтверждены. Информация для подтверждения целевых индикаторов, указанных в Программе и  в отчёте  Управления за 2017 год Управлением не представлена.

18.4 Данные о количестве безвозмездных консультационных услуг, оказываемых  субъектам малого и среднего предпринимательства (п.3 Таблицы № 1) приведены на основании реестра договоров на проведение тренингов и семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства, заключенных Центром в 2017 году и журналов регистрации и учёта консультационных услуг, оказываемых работниками Центра субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам на личном приеме и по телефону.

         В ходе анализа представленных Центром документов, подтверждающих произведённые  фактические затрат, связанные с расходами по безвозмездному оказанию консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, установлено, что при сопоставлении табеля учета рабочего времени Центра с журналами регистрации и учёта консультационных услуг субъектов малого и среднего предпринимательства на личном приёме и по телефону за 2017 год выявлено, что работники (консультанты) Центра, по документам (согласно представленного табеля учёта рабочего времени, приказов  на отпуск) находились в очередных оплачиваемых отпусках (с 02.05.2017 по 30.05.2017, 10.07.2017  по 31.07.2017),  в отпуске за свой счёт (с 23.08.2017 по 25.08.2017,  с 17.10.2017 по 19.10.2017), однако  в журналах есть отметки об оказании консультационных услуг и подпись лица, оказавшего услугу.

Учитывая вышеизложенное, не представляется возможным подтвердить  правильность указанных в отчёте о деятельности Центра за 2017 год  показателей выполнения фактических целевых индикаторов по п.3, п.2 (за исключением п.2.1).

Вышеизложенные нарушения и замечания свидетельствуют об отсутствии контроля со стороны  Управления  за ходом реализации Программы.

 

    19. Решением Ульяновской Городской Думы от 08.09.2015 № 102 утверждена Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года (далее -  Стратегия).

Распоряжением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 №175-р утверждён План мероприятий по реализации Стратегии (далее - План мероприятий).

В соответствии с Планом мероприятий одним из механизмов реализации Стратегии выступает такой инструмент как муниципальные программы.

Ключевыми  задачами  Стратегии, в части развития малого и среднего предпринимательства,  являются:

- поддержка предпринимателей на старте бизнеса;

- поддержка предпринимателей для перехода на новый уровень;

- поддержка социального предпринимательства. 

Необходимо отметить,  что реализация задач в части развития малого и среднего предпринимательства (поддержка предпринимателей для перехода на новый уровень и поддержка социального предпринимательства), указанных в Стратегии,  Программой ни на одном из этапах реализации не предусмотрена.

В соответствии с разделом 27 Плана мероприятий  (Инициатива 27. Повышение прозрачности финансирования институтов поддержки МСБ) установлены следующие ключевые показатели инициативы: 

- доля отчетов, опубликованных в установленный срок (2018 - 100,0 %, 2023 – 100,0%, 2030 – 100,0%);

-доля количества поданных заявок субъектов на получение финансовой и консультационной поддержки (2018 -10,0 %, 2023 – 21,2%, 2030 – 15,0%);

- доля новых зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (2018 - 8,0 %, 2023 – 12,0%, 2030 – 10,0%);

Необходимо отметить, что целевые индикаторы реализации Подпрограммы предусмотрены  в  количественном  выражении (в единицах), а  не в процентном (долевом) соотношении,  так, например:

- «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства получателей финансовой поддержки» - в 2017 году –10 ед.;

- «Количество информационных сообщений о деятельности администрации города Ульяновска в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» - в 2017 году – 66 ед.;

- «Количество безвозмездных консультационных услуг, оказанных субъектам малого и среднего предпринимательства» – в 2017 году – 5853 ед.

 

Кроме того, необходимо отметить, что целевые индикаторы указанные в Подпрограмме не соответствуют ключевым показателям, указанным в Плане мероприятий, так,  например, в Подпрограмме предусмотрено – «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства получателей финансовой поддержки, а  в  Плане мероприятий – «Доля количества поданных заявок субъектов на получение финансовой и консультационной поддержки».

Таким образом, исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод об отсутствии взаимосвязи Муниципальной программы  с Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года.

 

    Пояснения и замечания к акту о результатах проведённого контрольного мероприятия: отсутствуют.

 

    Предложения (рекомендации): Управлению по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка администрации города Ульяновска  (432071, Россия, г. Ульяновск, ул. К.Маркса д. 21-23) следует:

1.     Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.

2.     Принять меры по устранению выявленных нарушений, указанных в  представлении  от 27.09.2018 № 14.

 

 

 

Инспектор Контрольно-счётной палаты         

(руководитель контрольного мероприятия)                                                           Е.Е.Зелинская