|
Распоряжение от 06.12.2018 № 53 Об утверждении Стандарта финансового контроля "Организация и подготовка заключения на проект бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на очередной финансовый год и плановый период"КОНТРОЛЬНО-СЧЁТНАЯ ПАЛАТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 06.12.2018 № 53
Об утверждении Стандарта финансового контроля «Организация и подготовка заключения на проект бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на очередной финансовый год и плановый период»
Текст официально опубликован в газете «Ульяновск сегодня» от 11.12.2018 № 122, с.2-3
В соответствии с Регламентом Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск», утверждённым Распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» от 15.10.2012 № 47: 1. Утвердить прилагаемый Стандарт финансового контроля «Организация и подготовка заключения на проект бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на очередной финансовый год и плановый период. 2. Настоящее Распоряжение вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Председатель Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» Н.В.Кузнецова
утверждён Распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты от 06.12.2018 № 53 СТАНДАРТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ «Организация и подготовка заключения на проект бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на очередной финансовый год и плановый период»
Глава 1. Общие положения
1. Стандарт финансового контроля «Организация и подготовка заключения на проект бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на очередной финансовый год и плановый период» (далее - Стандарт) предназначен для реализации полномочий Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» (далее - Контрольно-счётная палата) при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании «город Ульяновск». 2. Стандарт разработан на основе стандарта финансового контроля «Экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период», утверждённого решением Президиума Союза МКСО (протокол заседания Президиума Союза МКСО от 25.09.2012 № 4 (30)). 3. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур проведения Контрольно-счётной палатой предварительного контроля формирования проекта бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на очередной финансовый год и плановый период (далее - проект бюджета города). 4. Задачами Стандарта являются: 1) определение основных принципов и этапов проведения проверки подготовки проекта бюджета города; 2) установление требований к содержанию комплекса действий по анализу обоснованности подготовки проекта бюджета города; 3) определение структуры, содержания и основных требований к заключению на проект бюджета города. 5. Решение вопросов, возникающих во время организации и подготовки заключения на проект бюджета города, и не урегулированных Стандартом, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Ульяновской области от 23.12.2011 № 230-ЗО «О регулировании некоторых вопросов организации и деятельности контрольно-счётных органов муниципальных образований Ульяновской области», Уставом муниципального образования «город Ульяновск», Решением Ульяновской Городской Думы от 18.01.2012 № 2 «Об учреждении Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» и утверждении Положения «О Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск» и Регламентом Контрольно-счётной палаты, утверждённым Распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты от 15.10.2012 № 47 (далее - Регламент), а также Стандартом финансового контроля «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия», утверждённым соответствующим распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты. 6. Для целей Стандарта применяются понятия и термины, предусмотренные Регламентом. 7. Для удобства пользования Стандартом к нему составлены указатели, в которых в хронологическом порядке перечислены наименования глав со ссылками на номера соответствующих пунктов и Приложение к Стандарту.
Глава 2. Основы осуществления анализа проекта бюджета города
8. Анализ проекта бюджета города состоит из комплекса действий, направленных на осуществление оценки обоснованности показателей проекта бюджета города, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и подготовке Контрольно-счётной палатой соответствующего заключения. 9. Целью анализа проекта бюджета города является определение достоверности и обоснованности его показателей. 10. Задачами анализа проекта бюджета города являются: 1) определение соответствия законодательству Российской Федерации и муниципальным правовым актам муниципального образования «город Ульяновск» проекта бюджета города, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним; 2) определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте бюджета города, документах и материалах, представляемых одновременно с ним; 3) оценка эффективности проекта бюджета города как инструмента социально-экономической политики муниципального образования «город Ульяновск», его соответствия положениям ежегодных бюджетных посланий Президента Российской Федерации, основным направлениям бюджетной и налоговой политики муниципального образования «город Ульяновск», иным программным документам, соответствия условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат; 4) оценка качества прогнозирования доходов бюджета города, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений. 11. Предметом анализа проекта бюджета города являются непосредственно проект бюджета города, документы и материалы, представляемые одновременно с ним, включая прогноз социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск», долгосрочные и ведомственные муниципальные программы, муниципальные адресные инвестиционные программы, муниципальные задания, а также документы, материалы и расчёты по формированию проекта бюджета города и показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск». 12. При осуществлении анализа проекта бюджета города должно быть проверено и проанализировано соответствие проекта бюджета города и документов, представляемых одновременно с ним, положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе: 1) при оценке экономических показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» необходимо обратить внимание на: а) соблюдение закрепленного Бюджетным кодексом РФ принципа достоверности бюджета, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, необходимую при уточнении параметров планового периода и добавлении параметров второго года планового периода, а также при прогнозировании доходов бюджета; б) соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации контролируется в результате определения полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; определения сбалансированности бюджета; прозрачности; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы; в) соблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств анализируется при рассмотрении долгосрочных и ведомственных муниципальных программ, муниципальных заданий. 2) при оценке и анализе доходов бюджета необходимо: а) обратить внимание на доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казёнными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчётности о его исполнении; б) проверить полноту, достоверность и актуальность данных, использовавшихся при прогнозировании объёмов поступления по статьям и подстатьям налоговых доходов; в) проанализировать обоснованность методик, применявшихся для прогнозирования объёмов поступления по статьям и подстатьям неналоговых доходов; г) проверить корректность вычислений, произведённых при прогнозировании неналоговых доходов; 3) при оценке и анализе расходов бюджета необходимо обратить внимание на: а) обеспечение закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчёта расходов бюджета; б) соблюдение положений формирования расходов бюджетов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, согласно которым формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счёт средств соответствующих бюджетов; в) соблюдение правил формирования планового реестра расходных обязательств в части своевременности представления планового реестра расходных обязательств, полноты общей информации о расходных обязательствах, полноты распределения расходов между типами расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств в плановом реестре расходных обязательств; г) обеспеченность финансирования расходных обязательств, закреплённых в плановом реестре расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств; д) обоснование бюджетных ассигнований в части сроков предоставления обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период; охвата в обоснованиях бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период показателями непосредственных результатов (пояснительными записками) сумм ассигнований, доведённых органом, организующим исполнение бюджета, в качестве предельных объёмов в ходе составления проекта бюджета города; устойчивости системы показателей непосредственных результатов; е) соблюдение требований по формированию муниципального задания, размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в части наличия выписки из реестра расходных обязательств, исполнение которых необходимо для выполнения муниципального задания, определения потребителей муниципальных услуг (физические и (или) юридические лица), требований к объёму и качеству муниципальных услуг, порядка оказания муниципальных услуг для физических и (или) юридических лиц, порядка регулирования цен (тарифов) на платные услуги, порядка контроля за исполнением муниципального задания, в том числе его досрочного прекращения, требований к отчётности об исполнении муниципального задания; ж) анализ субсидий и расчётно-нормативных расходов, направляемых на финансовое обеспечение муниципальных заданий по оказанию услуг муниципальными бюджетными и автономными учреждениями. 4) при оценке и анализе межбюджетных отношений необходимо обратить внимание на соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального и регионального бюджетов. 5) при оценке и анализе источников финансирования дефицита местного бюджета, муниципального долга необходимо рассмотреть соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации по полноте отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, по установлению размера дефицита местного бюджета и ограничения по источникам его финансирования, по управлению муниципальным долгом и соблюдению ответственности по долговым обязательствам муниципального образования «город Ульяновск». 13. Основой осуществления анализа проекта бюджета города являются: 1) сравнительный анализ соответствия проекта бюджета города положениям бюджетного послания Президента Российской Федерации, основным приоритетам муниципальной социально-экономической политики муниципального образования «город Ульяновск», целям и задачам, определённым в основных направлениях налоговой и бюджетной политики муниципального образования «город Ульяновск»; 2) сравнительный анализ соответствия принятых в проекте бюджета города расчётов показателей установленным нормативам и действующим методическим рекомендациям; 3) сравнительный анализ динамики показателей исполнения бюджета города за три последних года, ожидаемых итогов текущего года, показателей проекта бюджета города. 14. Методические подходы при анализе проекта бюджета города по основным вопросам состоят в следующем: 1) проверка и анализ обоснованности макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» на очередной финансовый год и на плановый период должны осуществляться исходя из сопоставления фактических показателей социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего года с прогнозными макроэкономическими показателями социально-экономического развития текущего года, очередного финансового года и планового периода. При этом должно быть проанализировано состояние нормативно-методической базы макроэкономического прогнозирования с точки зрения соответствия действующим правовым актам и возможности получения достоверных макроэкономических показателей, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» на очередной финансовый год и на плановый период. При отсутствии утвержденных методик расчёта показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации анализируются фактически используемые методические приёмы и технологии прогнозирования макроэкономических показателей, прогнозируемые на очередной финансовый год индексы-дефляторы по основным видам экономической деятельности, индекс потребительских цен, показатели, характеризующие изменение жизненного уровня населения, и иных факторов, влияющих на формирование доходной базы бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в очередном финансовом году и плановом периоде. 2) проверка обоснованности формирования показателей проекта бюджета города осуществляются с учётом информации по муниципальным программам, представленным главными распорядителями бюджетных средств в аналитическом виде, в результате которых следует дать оценку: а) планируемым целям и задачам деятельности субъектов бюджетного планирования на основе анализа их соответствия приоритетам, целям и задачам, поставленным на очередной финансовый год и плановый период; б) степени обоснованности целей и тактических задач, их соответствию приоритетам политики муниципального образования «город Ульяновск»; в) сбалансированности целей и тактических задач, сопоставимости их масштаба характеру решаемых проблем, сбалансированности по объёму расходных обязательств; г) обоснованности данных о фактических и прогнозных объёмах доходов, в том числе в разрезе главных администраторов доходов бюджета города; д) обоснованности действующих расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, а также обоснованности и целесообразности принимаемых бюджетных обязательств субъектов бюджетного планирования на основе анализа муниципальных программ. 3) проверка обоснованности и достоверности доходных статей проекта бюджета города должны предусматривать: а) сопоставление динамики показателей налоговых и иных доходов проекта бюджета, утвержденных и ожидаемых показателей исполнения доходов бюджета текущего года, фактических доходов бюджета за предыдущий год, а также основных факторов, определяющих их динамику; б) анализ федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, учтённых в расчётах доходной базы местного бюджета, последствий влияния изменения законодательства Российской Федерации на доходы местного бюджета; в) анализ законодательства субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов законов Ульяновской области об изменении законодательства Ульяновской области о налогах и сборах, учтённых в расчётах доходной базы бюджета города, последствий влияния изменений законодательства Ульяновской области на доходы бюджета города; г) анализ нормативных правовых актов муниципального образования «город Ульяновск» о местных налогах и сборах, учтённых в расчётах доходной базы бюджета города; д) факторный анализ изменения доходных источников проекта бюджета города по сравнению с их оценкой в текущем году; е) сравнение динамики отдельных видов налоговых и неналоговых доходов (в сопоставимых ценах), а также факторов, определяющих эту динамику; ж) оценку обоснованности расчётов иных доходов в части дивидендов по акциям и доходам от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования «город Ульяновск», доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования «город Ульяновск», доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий. 3) проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчётов расходов проекта бюджета города должна предусматривать: а) сопоставление динамики общего объёма расходов, расходов в разрезе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов бюджетов и субъектов бюджетного планирования на трехлетний период в абсолютном выражении и объёмов расходов, утверждённых решением Ульяновской Городской Думы о бюджете города и ожидаемых за текущий год, фактических расходов бюджета города за предыдущий год, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода; б) анализ действующих и принимаемых расходных обязательств муниципального образования «город Ульяновск» и субъектов бюджетного планирования, их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой результативности проектируемых расходов (с примерами по субъектам бюджетного планирования, главным распорядителям средств бюджета города); в) анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение муниципальных адресных инвестиционных программ, долгосрочных и ведомственных муниципальных программ; г) анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств. 4) анализ обоснованности и достоверности формирования межбюджетных отношений должна предусматривать: а) анализ изменений налогового и бюджетного законодательства, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов законов об изменении налогового и бюджетного законодательства, учтённых в расчетах прогноза местного бюджета, факторный анализ выпадающих и дополнительных доходов на очередной финансовый год по сравнению с текущим годом; б) сравнение объёмов межбюджетных трансфертов, предоставляемых в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов. 5) проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита бюджета города и предельных размеров муниципального долга в проекте бюджета города должны предусматривать: а) сопоставление динамики средств на погашение муниципального долга, предусмотренных в проекте бюджета города, с аналогичными показателями за отчётный финансовый год, утверждёнными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров муниципального долга на конец года; б) оценку обоснованности и достоверности предельных размеров муниципального долга, изменения его структуры, расходов на погашение муниципального долга исходя из графиков платежей; в) оценку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита бюджета города и структуры источников финансирования дефицита бюджета города.
Глава 3. Порядок проведения анализа проекта бюджета города и подготовки заключения на проект бюджета города 15. Анализ проекта бюджета города проводится в соответствии планом работы Контрольно-счётной палаты, утверждаемым Контрольно-счётной палатой ежегодно. При проведении указанного в настоящем пункте анализа в части вопросов, не урегулированных Стандартом, подлежит применению утверждённый Распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты Стандарт финансового контроля «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия».
16. По результатам проведения анализа проекта бюджета города Контрольно-счётная палата готовит заключение на проект бюджета города (далее по тексту настоящей главы - заключение). Типовая форма заключения приведена в Приложении к Стандарту. 17. Заключение направляется Контрольно-счетной палатой в Ульяновскую Городскую Думу и администрацию города Ульяновска. 18. Направление проекта бюджета города в Контрольно-счётную палату, подготовка заключения и его направление в Ульяновскую Городскую Думу, а также направление заключения в администрацию города Ульяновска осуществляются в порядке и сроки, установленные Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Ульяновск», утверждённым соответствующим решением Ульяновской Городской Думы. |