Отчёт о результатах деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования "город Ульяновск" за 2019 год


Общие сведения о Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск»

 

Во исполнение требований Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в муниципальном образовании «город Ульяновск» создана Контрольно-счётная палата муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Контрольно-счётная палата), которая является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образована Ульяновской Городской Думой и ей подотчетна.

Наличие контрольного органа, входящего в структуру органов местного самоуправления муниципального образования и имеющего статус юридического лица, обладающего самостоятельностью, как на стадии формирования и принятия организационных решений, так и при утверждении планов работы, осуществления деятельности соответствует основным требованиям законодательства Российской Федерации и позволяет осуществлять объективный внешний финансовый контроль.

Деятельность  Контрольно-счётной палаты осуществляется на основании действующего законодательства федерального и регионального уровня, а также на основании Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 №119,  Положения «О Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск»», утверждённого решением Ульяновской Городской Думы от 18.01.2012 №2,  Регламента Контрольно-счётной палаты, утверждённого распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты от 15.10.2012  №47.

Штатная численность Контрольно-счётной палаты в 2019 году составляла 17 штатных единиц, среднесписочная численность за 2019 год – 15 единиц, в том числе, сотрудники, в должностные обязанности которых входит организация и проведение внешнего муниципального контроля – 10 единиц.

В 2019 году Контрольно-счётной палатой, одновременно с реализацией своих полномочий по внешнему муниципальному контролю, была продолжена работа по подготовке и принятию предусмотренных законодательством нормативных актов, поддержке и совершенствованию официального сайта.

Затраты на содержание Контрольно-счётной палаты в 2019 году составили 12 089,99 тыс. руб.

 

Планирование работы Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» в 2019 году

 

План работы на 2019 год, утверждённый распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты от 29.12.2018 №65 (с изменениями) (далее – План работы на 2019 год) был сформирован с учётом требований законодательства, регулирующего деятельность органов внешнего финансового контроля, решения Ульяновской Городской Думы от 28.11.2018 №181 «О поручениях в план работы Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» на 2019 год» (далее – решение №181).

В соответствии с Планом работы на 2019 год (с изменениями) было запланировано и проведено 19 контрольных мероприятий, в том числе 7 контрольных мероприятий, включенных в План работы на 2019 год на основании решения №181.

В части экспертно-аналитических мероприятий, в План работы на 2019 год, помимо экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых ежегодно (подготовка заключений на отчёт об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» (за 1 квартал, 6 и 9 месяцев, год), на проект решения Ульяновской Городской Думы «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск»» на очередной финансовый год и плановый период, на решения Ульяновской Городской Думы по внесению изменений в бюджет города, а также экспертиза проектов нормативных правовых актов), были включены и проведены экспертно-аналитические мероприятия по анализу деятельности администрации города Ульяновска в 2018 году по увеличению доходной базы бюджета, по анализу оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам (налог на землю и налог на имущество физических лиц),  по анализу использования бюджетных средств, выделенных администрации города Ульяновска  на финансирование программ поддержки обеспечения жильем отдельных категорий граждан и жилищное строительство в 2018-2019 годах, по мониторингу реализации приоритетных проектов. В декабре 2019 года начато проведение экспертно-аналитического мероприятия по анализу реализации первого этапа Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года.

В целях исключения дублирования контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего финансового контроля муниципального образования «город Ульяновск», совместно с Контрольно-ревизионным отделом Финансового управления администрации города Ульяновска был разработан и утверждён «План совместных контрольных мероприятий на 2019 год».

На основании Плана совместных контрольных мероприятий на 2019 год проведено 2 контрольных мероприятия:

- проверка законности и результативности использования в 2018 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных Управлению образования администрации города Ульяновска на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие и модернизация образования в муниципальном образовании «город Ульяновск»» в части раздела программы «Развитие инфраструктуры муниципальных общеобразовательных организаций, улучшение материально-технической базы» на замену оконных блоков в дошкольных образовательных учреждениях города Ульяновска (акт от 19.04.2019 №5),

- проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Ульяновскэлектротранс» (акт от 13.12.2019 №15).

 

Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» за 2019 год

 

Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты за 2018- 2019 годы представлены в Таблице №1 по форме, утверждённой решением Ульяновской Городской Думы.

 

Таблица № 1

 

Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты
муниципального образования «город Ульяновск» за 2018- 2019 годы

№ п/п Показатель Единица измерения 2018 2019
  1. Сведения о Контрольно-счётной палате

1.1.

Штатная численность

ед.

17

17

1.2.

Фактическая численность

ед.

15

14

1.3.

Финансовое обеспечение деятельности

тыс. руб.

12 089,99

13 521,10

 

2.

Контрольная деятельность

2.1.

Количество  главных распорядителей бюджетных средств в муниципальном образовании

ед.

18

18

2.2.

Количество муниципальных учреждений в муниципальном образовании

ед.

273

273

2.3.

Количество муниципальных предприятий в муниципальном образовании

ед.

10

10

2.4.

Проведено контрольных мероприятий

ед.

20

23

2.5.

Объем средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, в том числе:

тыс. руб.

2 581 976,06

1 418 051,89

- бюджетных средств

тыс. руб.

1 158 296,77

1 140 516,99

2.6.

Выявлено нарушений, замечаний

ед.

949

1 015

2.7.

Выявлено нарушений, всего, в том числе:

тыс. руб.

331 277,13

163 029,59

- нарушения при формировании и исполнении бюджетов

тыс. руб.

42 661,51

62 135,96

- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности

тыс. руб.

65 180,24

8 247,38

- нарушения в сфере управления  и распоряжения муниципальной собственностью

тыс. руб.

0

0

- нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических услуг

тыс. руб.

150 326,91

87 568,39

- нецелевое использование бюджетных средств

тыс. руб.

7,60

0

- неэффективное использование бюджетных средств

тыс. руб.

73 100,87

5 077,86

- иные нарушения

тыс. руб.

-

-

 

3.

Экспертно-аналитическая деятельность

3.1.

Проведено экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:

ед.

343

401

финансово-экономическая экспертиза нормативных правовых актов

ед.

322

366

 

3.2.

Выявлено нарушений, всего

тыс. руб.

1 792 480,00

261 693,0

 

4.

Количество выявленных нарушений, всего

 

Количество выявленных нарушений, всего

ед.

949

1070

Выявлено нарушений всего, в том числе: тыс. руб.

 

2 123 757,13

424 722,59

- контрольная деятельность

тыс. руб.

331 277,13

163 029,59

- экспертно-аналитическая деятельность

тыс. руб.

1 792 480,00

261 693,0

 

5.

Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

5.1.

Направлено предписаний

ед.

5

11

5.2.

Направлено представлений

ед.

22

24

5.3.

Устранено нарушений, всего, в том числе:

тыс. руб.

250 027,05

100 440,37

- возмещено в бюджет

тыс. руб.

634,46

840,83

- возмещено средств организаций

тыс. руб.

-

13,3

- выполнено работ, оказано услуг

тыс. руб.

249 392,59

99 586,24

5.4.

Количество составленных протоколов об административных правонарушениях

ед.

5

4

5.5.

Привлечено к дисциплинарной ответственности

ед.

25

66

5.6.

Количество материалов, направленных  в органы прокуратуры

ед.

20

23

5.7.

Количество возбужденных уголовных дел по результатам проверок

ед.

-

-

 

В 2019 году Контрольно-счётной палатой проведено 23 контрольных мероприятий, объём средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, составил 1 418 051,89 тыс. руб., в том числе, средств бюджета  муниципального образования «город Ульяновск» - 1 140 516,99 тыс. руб. Выявлено использование средств с нарушением действующего законодательства, неэффективное использование бюджетных средств всего на сумму 424 722,59 тыс. руб., в том числе, в ходе контрольных мероприятий – 163 029,59 тыс. руб., в ходе экспертно-аналитических мероприятий – 261 693,0 тыс. руб.

С начала 2015 года Контрольно-счётной палатой при классификации нарушений применяется Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) – (далее – Классификатор), который был рекомендован к применению Советом контрольно-счётных органов и утверждён решением Коллегии Счётной палаты Российской Федерации 18 декабря 2014 года. В информации по результатам контрольных мероприятий при описании всех выявленных нарушений указывается код нарушения, предусмотренный Классификатором.

В соответствии с Классификатором, из выявленных в ходе контрольных мероприятий 1 015 нарушений и неэффективного использования бюджетных средств в общей сумме 163 029,59 тыс. руб.:

- 62 135,96 тыс. руб.– нарушения при формировании и исполнении бюджетов (38,1 % от общей суммы выявленных нарушений);

- 8 247,38 тыс. руб. – нарушения ведения бухгалтерского учёта, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности (5,1 % от общей суммы выявленных нарушений);

-  87 568,39 тыс. руб. – нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (53,7 % от общей суммы выявленных нарушений);

-  5 077,86 тыс. руб. – неэффективное использование средств (3,1 % от общей суммы выявленных нарушений).

В адрес проверяемых объектов в 2019 году направлено 11 предписаний и 24 представления.

Устранено нарушений в 2019 году на сумму 100 440,37 тыс. руб., в том числе возмещено в бюджет 840,83 тыс. руб., возмещено организации – 13,3 тыс. руб., выполнено работ, оказано услуг, проведено мероприятий по устранению нарушений – 99 586,24 тыс. руб.

В 2019 году копии актов всех контрольных мероприятий направлялись в Прокуратуру Ленинского района г.Ульяновска, Главе города Ульяновска, отчёты о проведенных контрольных мероприятиях – в Ульяновскую Городскую Думу.

 

Результаты контрольных

и экспертно-аналитических мероприятий

 

Контрольная деятельность

 

В 2019 году были проведены контрольные мероприятия:

- по вопросу законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», предусмотренных на реализацию мероприятий 8 муниципальных программ (далее – МП):

·МП «Развитие и модернизация образования в муниципальном образовании «город Ульяновск»» в части расходов на замену оконных блоков в дошкольных общеобразовательных организациях города Ульяновска (Управление образования администрации города Ульяновска, 4 подведомственных учреждения, акт от 19.04.2019 №5);

·МП «Развитие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «город Ульяновск»» в части расходов на капитальный ремонт жилищного фонда, в том числе по решению судебных инстанций (Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, акт от 07.06.2019 №6);

·МП «Развитие туризма в муниципальном образовании «город Ульяновск»» (Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции города Ульяновска, Управление по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка администрации города Ульяновска, акт от 19.07.2019 №8);

·МП «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «город Ульяновск»» (администрация города Ульяновска, акт от 22.08.2019 №9);

·МП «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании «город Ульяновск» (администрация города Ульяновска, акт от 06.09.2019 №11);

·МП «Развитие дорожного хозяйства и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Ульяновск»» (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, акт от 14.12.2018 №21, акт от 21.10.2019 №13, акт от 23.01.2020 №1);

·МП «Благоустройство муниципального образования «город Ульяновск» в части проекта «Народный бюджет-2018»» (МБУ «Стройзаказчик», акт от 17.12.2019 №16);

·МП «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «город Ульяновск»» (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, акт от 27.12.2019 №17);

- по вопросу законности и результативности использования в 2018 средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных на установку малых архитектурных форм в рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение организации деятельности Управления образования администрации города Ульяновска и подведомственных образовательных организаций» (Управление  образования  администрации города Ульяновска, 14 подведомственных учреждений, акт от 27.08.2019 №10);

- по вопросу законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», предусмотренных на:

· строительство и ремонт автомобильных дорог на территории муниципального образования «город Ульяновск» (администрация города Ульяновска, акт от 18.04.2019 №4);

· реализацию мероприятий по развитию парка «Прибрежный» (администрация города Ульяновска, акт от 15.08.2018 №13);

· обеспечение деятельности МБУ «Правый берег» (акт от 19.02.2019 №2);

- по вопросу законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», предусмотренных на содержание аппарата управления:

·Ульяновской городской избирательной комиссии (акт от 25.12.2018 №23, акт от 27.01.2020 №2);

·администрации города Ульяновска (акт от 06.02.2019 №1);

·Управления физической культуры и спорта администрации города Ульяновска (акт от 05.03.2019 №3);

·Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции города Ульяновска (акт от 19.11.2019 №14);

- по вопросу законности и результативности использования в 2018 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных на содержание МБУ «Яхт-клуб» (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, акт от 09.07.2019 №7);

- по вопросу законности и результативности использования в 2018 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных на субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), на субсидии на иные цели, а также доходов, полученных от предпринимательской деятельности, поступивших от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска (МБУ ДО ДООЦ «ОРИОН»), акт от 20.09.2019 №12);

- по вопросу проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год МУП «Ульяновскэлектротранс» (акт от 13.12.2019 №15);

- по вопросу законности и результативности использования в 2018 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных на предоставление субсидий общественным организациям, созданным в целях содействия и защиты прав ветеранов (пенсионеров) войн, труда и правоохранительных органов и осуществляющим свою деятельность в пределах территории муниципального образования «город Ульяновск» (администрация города Ульяновска, акт от 31.01.2020, №3).

 

Обзор выявленных в 2019 году нарушений и недостатков

       

В результате проведения контрольных мероприятий выявлены нарушения и недостатки, неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 163 029,59 тыс. руб. (в 2018 – 331 277,13 тыс. руб.).
Информация в разрезе нарушений, в соответствии с п. 2.7. Таблицы №1 представлена ниже.
Общая сумма нарушений при формировании и исполнении бюджетов в 2019 году составила 62 135,96 тыс. руб. (в 2018 году - 42 661,51 тыс. руб.).

Выявлены нарушения, касающиеся неосуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, нарушения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, нарушения порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации и др.

Так, например, выявлены нарушения на сумму:

19 468,4 тыс. руб. (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, подведомственное учреждение, акт от 19.02.2019 №2) – сумма финансового обеспечения выполнения муниципального задания, направленного на выполнение работ по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту средств организации движения – светофоров (116 штук). В ежемесячных отчетах об исполнении муниципального задания данные отражены в виде общего количества светофорных объектов (в части содержания, ремонта, обслуживания), без указания адресов с конкретными видами работ, что не позволяет подтвердить, а также соотнести объемы и стоимость выполненных работ.

16 479,0 тыс. руб. (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, подведомственное учреждение, акт от 20.09.2019 №12) - сумма финансового обеспечения выполнения муниципального задания подведомственного учреждения за 2018 год на коммунальные услуги, рассчитанная, в том числе, без учета исключения затрат на коммунальные услуги по недвижимому имуществу, переданному в аренду и в безвозмездное пользование.

16 270,8 тыс. руб. (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, акт от 05.03.2019 №3) сумма нарушений при утверждении, внесении изменений в бюджетную смету (в части срока, формы утверждения и др.).

6 271,5 тыс. руб. (администрация города Ульяновска, подведомственное учреждение, акт от 15.08.2018 №13) - сумма предоставленных администрацией подведомственному учреждению с нарушением бюджетной классификации субсидий на иные цели (на осуществление расходов, относящихся к созданию новых объектов благоустройства, парк «Прибрежный» (поставка и установка МАФ)) по подразделу 0801 «Культура» вместо подраздела 0503 «Благоустройство».

Общая сумма нарушений ведения бухгалтерского учёта, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности в 2019 году составила 8 247,38 тыс. руб. (в 2018 - 65 180,24 тыс. руб.)

Выявлены нарушения, касающиеся нарушения требований, предъявляемых к оформлению фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами, нарушения правил ведения бухгалтерского учета, нарушения требований, предъявляемых к проведению инвентаризации и др.

Так, например, выявлены нарушения на сумму:

3 154,8 тыс. руб. (Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, акт от 19.11.2019 №14) - стоимость объектов нефинансовых активов (154 ед. основных средств), переданных при реорганизации, при отсутствии оформленных актов о приёме-передаче объектов нефинансовых активов, без отражения начисленной на объекты нефинансовых активов амортизации, и с нарушением сроков, установленных законодательством.

2 317,2 тыс. руб. (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, акт от 05.03.2019 №3) – стоимость недвижимого имущества (нежилые помещения) в составе основных средств, отраженного на балансе Управления в нарушение законодательства при отсутствии государственной регистрации права, что привело к искажению показателей бухгалтерской отчётности по трем строкам баланса.

575,2 тыс. руб. (МБУ «Правый берег», акт от 19.02.2019 №2) – стоимость материалов (труба стальная), отраженных и списанных в бухгалтерском учете Учреждения, при отсутствии информации о фактическом количестве установленных по типу крепления дорожных знаков (стойка, полустойка и иные крепления).

 

В сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью в 2019 году были выявлены не суммовые нарушения, касающиеся ненадлежащего осуществления полномочий учредителя муниципального бюджетного учреждения, формирования перечня особо ценного имущества учреждения, направления сведений об объектах учета, подлежащих учету в реестре муниципального имущества и информации об изменении таких сведений в Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска с нарушением установленного срока, либо не направление таких сведений и др. (в 2018 году также были выявлены не суммовые нарушения).


Общая сумма нарушений при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц в 2019 году составила 87 568,39 тыс. руб. (в 2018 - 150 326,91 тыс. руб.).

Контрольно-счетными органами муниципальных образований осуществляется аудит в сфере закупок путем анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок посредством анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Контрольно-счётной палатой, во исполнение п. 4 ст. 98 Федерального закона №44-ФЗ в Единой информационной системе в сфере закупок размещена обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок за 2019 год.

Контрольно-счётной палатой аудит закупок осуществлялся, в том числе, в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению аудита в сфере закупок, а также в соответствии со Стандартом финансового контроля «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)».

К суммовым нарушениям в сфере закупок, в основном, отнесены нарушения, связанные с:

- нарушениями при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора),

- приемкой и оплатой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (договоров), в том числе, не соблюдение требований, предъявляемых к выполняемым работам в соответствии с условиями контрактов и сметно-нормативной базой в градостроительной деятельности (ГОСТ, СНиП, сборники расценок, требования по ценообразованию в строительстве и ремонте и др.), фактическое неисполнение заявленных объемов работ и их качества,

- не применением мер ответственности по контракту (отсутствие взыскания неустойки (пени, штрафов) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя),

- не соблюдением принципов и основных положений о закупке.

Так, например, выявлены нарушения и замечания на сумму:

53 559,8 тыс. руб. (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, акт от 21.10.2019 №13) – сумма предъявленных к оплате (но не оплаченных) работ с выявленными по результатам строительной экспертизы отклонениями от проектных значений.

Для проведения строительно-технической экспертизы по проверке качества выполненного ремонта автомобильных дорог и сооружений на них, находящихся на территории муниципального образования «город Ульяновск», на соответствие проектным данным и требованиям государственных норм и стандартов действующих на территории РФ, Контрольно-счётная палата заключила муниципальный контракт от 26.07.2019 №0368300000119000606 с Испытательной лабораторией Научно-производственного центра ООО «ОНИКС», имеющей аккредитацию в системе «СовАсК», (аттестат № SSAQ 000.10.1.0007). Результаты экспертизы были использованы при проведении данного контрольного мероприятия.

Так, выявлены отклонения по толщине верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, по показателю водонасыщения щебеночно-мастичного асфальтобетона в покрытии, по конструкционному материалу верхнего слоя покрытия (по зерновому составу минеральной части) от проектных значений, что могло повлечь увеличение сметной стоимости предъявленных к оплате работ на указанную сумму по следующим контрактам (и адресам):

- с ООО «Автодоринжиниринг» на сумму 14 774,14 тыс. руб. - ул. Волжская (от ул. Одесская до Димитровградского шоссе) в Заволжском районе г. Ульяновска;
- с ООО «Воддорстрой» на сумму 38 785,64 тыс. руб. - проспект Гая (от ж/д переезда до ул. Варейкиса) в Железнодорожном районе г. Ульяновска, ул. Ефремова (от ул. Шигаева до ул. Камышинская) в Засвияжском районе г. Ульяновска.

15 625,9 тыс. руб. (администрация города Ульяновска, подведомственное учреждение, акт от 15.08.2018 №13, акт от 17.12.2019 №16) – стоимость работ (освещение, монтаж ограждения, топиарные композиции и др. (по акту от 15.08.2018 №13) и высококачественная штукатурка, окраска фасада (по акту от 17.12.2019 №16)) по соответственным дополнительным соглашениям к контрактам по текущему ремонту парка «Прибрежный» и текущему ремонту ДК «Строитель», заключенным с нарушением законодательства (изменение по отдельным видам работ более 10%).

1 226,8 тыс. руб. (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, акт от 27.12.2019№17) – сумма контракта на приобретение и установку спортивного оборудования, с условиями исполнения (по количеству и сумме поставляемого оборудования), отличными от условий, предусмотренных в извещении, размещённом в ЕИС, а также исполненного с нарушением требований, установленных контрактом.

Кроме суммовых нарушений при аудите закупок выявлены нарушения, касающиеся порядка формирования комиссий по осуществлению закупок, нормирования в сфере закупок, порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок и плана-графика закупок, проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, непредоставления или несвоевременного предоставления информации, подлежащей включению и размещению в единой информационной системе и др.

 

Нецелевое использование бюджетных средств в 2019 году выявлено не было (в 2018 году - 7,60 тыс. руб.)

        
Общая сумма неэффективного использования средств в 2019 году составила 5 077,86тыс. руб. (в 2018 - 73 100,87 тыс. руб.)

В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Методика определения суммы неэффективного использования средств утверждена решением Коллегии Счётной палаты Ульяновской области от 16.05.2017 года №22/2017 (протокол от 16.05.2017 №8-2017, с изменениями от 13.10.2017г.). К неэффективным расходам относятся, в т.ч., расходы на строительство объектов, которые не введены в эксплуатацию в срок, превышающий 6 месяцев с момента окончания строительства; стоимость работ, выполненных за счет бюджетных средств, результаты которых были уничтожены последующими работами; расходы на оплату штрафов, пени за несвоевременно уплаченные налоги, сборы и другие обязательные платежи и др.

Так, например, при осуществлении ремонтных работ выявлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме:

900,3 тыс. руб. (администрация города Ульяновска, подведомственное учреждение, акт от 18.04.2019 №4) – не соблюдение проектных решений (извлечение трубы) при технологии устройства буронабивных свай (при приемке работ не исключена стоимость материала (труба обсадная стальная, диаметром 426 мм, толщиной 8 мм, длиной 195 м).

732,4 тыс. руб. (администрация города Ульяновска, подведомственное  учреждение, акт от 15.08.2018№13) – сумма бюджетных средств, направленных на оплату работ по ремонту парка «Прибрежный», в том числе:

- 466,5 тыс. руб. - стоимость работ по установке конструкции металлической лестницы (деформирована и не пригодна для эксплуатации) в районе непосредственной близости к реке Волге, работ по установке металлических стоек и прокладке кабеля для установки и подключения светильников (установка и стоимость светильников сметной документацией не предусмотрена), на дату проверки светильники не установлены.

- 265,9 тыс. руб. – стоимость работ по капитальному ремонту площадки зоны торговли в объеме 96,14 кв.м., на которой впоследствии размещено стационарное кафе.

 

Реализация результатов контрольных мероприятий (вынесенные
представления и предписания), информация об устранении нарушений

 

По результатам контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой в адрес проверяемых объектов в 2019 году направлено 24 представления и 11 предписаний. Предложения и рекомендации, направленные в адрес проверяемых организаций по результатам проведённых Контрольно-счётной палатой контрольных мероприятий за 2019 год представлены в Приложении к Отчёту.

Исполнено и снято с контроля 15 предписаний и представлений, по остальным предписаниям и представлениям нарушения устранены частично.

По итогам рассмотрения результатов контрольных мероприятий применено 66 мер дисциплинарной ответственности (замечания, выговоры, снижение размеров стимулирующих выплат) к должностным лицам объектов контроля, допустившим выявленные нарушения.

Устранение нарушений в полном объёме по выявленным фактам находится на контроле Контрольно-счётной палаты (в основном, это устранение нарушений, связанных с взысканием пени, неустойки в судебном порядке, регистрацией прав на объекты недвижимости, устранением замечаний к качеству и объёму выполненных работ, принятием или внесением изменений в нормативно-правовые, локальные акты и др.).

По информации, подтверждённой документально, поступившей от проверяемых организаций, устранено нарушений в 2019 году на сумму 100 440,37 тыс. руб., в том числе возмещено в бюджет 840,83 тыс. руб., возмещено средств организации – 13,3 тыс. руб., выполнено работ, оказано услуг, проведено мероприятий по устранению нарушений – 99 586,24 тыс. руб.

По итогам контрольных мероприятий и по рекомендации Контрольно-счётной палаты были внесены изменения в нормативно-правовые акты, в том числе, в МП «Развитие туризма в муниципальном образовании «город Ульяновск»», в Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям в связи с проведением мероприятий, направленных на укрепление межнационального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов России, проживающих на территории муниципального образования «город Ульяновск», в Порядок предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в целях реализации проектов в рамках осуществления установленной учредительными документами деятельности, локальные акты объектов контроля.

В 2019 году Контрольно-счётная палата приняла участие (в качестве третьего лица) в рассмотрении 4 судебных дел (по устранению недостатков выполненных работ, по взысканию неосновательного обогащения с подрядчика, по взысканию штрафных санкций в связи с некачественным выполнением работ).

Во исполнение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2019 году Контрольно-счётной палатой было составлено 4 протокола об административных  правонарушениях, в том числе:

- протокол об административном правонарушении по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации города Ульяновска;

- 3 протокола об административном правонарушении по статье 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому отчёту, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчётности в отношении:

- начальника отдела договорно-правового и финансового обеспечения деятельности – главного бухгалтера Ульяновской городской избирательной комиссии (2 протокола),

- главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации города Ульяновска.

По результатам рассмотрения соответствующих материалов мировыми судьями вынесены постановления, наложен штраф на общую сумму 5,0 тыс. руб., (поступило в бюджет – 5,0 тыс. руб.).

 

Экспертно-аналитическая деятельность

 

Контроль за соблюдением бюджетного законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, порядок управления и распоряжения имуществом, контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств осуществлялся Контрольно-счётной палатой, в том числе, в форме экспертно-аналитических мероприятий.

В 2019 году проведено 384 экспертно-аналитических мероприятия, в том числе: подготовка заключений на отчёты об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» (за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, 2018 год), внешняя  проверка  годовой  бюджетной отчётности главных распорядителей бюджетных средств, экспертиза проекта бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, экспертиза проектов нормативно-правовых актов (в т.ч., изменений в Программу приватизации муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, изменений в решение «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», проектов муниципальных программ и др.).

Общая сумма выявленных нарушений по проведённым в 2019 году экспертно-аналитическим мероприятиям составила 247 194,32 тыс. руб., в том числе при проведении проверки годового отчёта об исполнении бюджета за 2018 год выявлено нарушений на общую сумму 182 429,2 тыс. руб.

Так, в ходе анализа исполнения адресной инвестиционной программы муниципального образования «город Ульяновск» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов установлено, что в нарушение ч.3 ст.79.1 Бюджетного кодекса РФ в решении о бюджете утверждены бюджетные ассигнования в сумме 182 429,2 тыс. руб. по четырем объектам строительства (автомобильные дороги – 2 объекта, дошкольные образовательные организации– 2 объекта) без разделения по каждому объекту.

По результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия по анализу деятельности администрации города Ульяновска в 2018 году по увеличению доходной базы бюджета муниципального образования «город Ульяновск» администрации города было рекомендовано продолжить работу по увеличению доходной базы бюджета муниципального образования «город Ульяновск», повышению собираемости доходов в рамках действующего законодательства Российской Федерации; проводить на постоянной основе мониторинг результатов реализации системы повышения налоговых и неналоговых поступлений, оценку ее эффективности, осуществлять подготовку заключений о целесообразности налоговых льгот, предоставляемых в муниципальном образовании «город Ульяновск.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия по анализу оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам (налог на землю и налог на имущество физических лиц) администрации было рекомендовано осуществить анализ Порядка оценки льгот с учётом действующего законодательства РФ (практики и опыта регионов); рассмотреть возможность внесения изменений в Порядок оценки льгот (в части конкретизации понятий (планируемые к представлению и представленные налоговые льготы, незащищённые категории населения); даты составления реестра предоставленных налоговых льгот (по состоянию на какую дату составляется); организаций, осуществляющих оценку эффективности налоговых льгот); при формировании реестра предоставленных налоговых льгот проводить анализ не только сумм, но и количества налогоплательщиков, воспользовавшихся предоставленными налоговыми льготами; обеспечить исполнение требований действующего Порядка оценки льгот.

По результатам экспертизы проекта решения Ульяновской Городской Думы «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Проект решения) были выявлены, в том числе, замечания:

- в части порядка разработки и формы прогноза социально-экономического развития;

-по результатам анализа текстовых статей Проекта решения, часть из которых была учтена при принятии решения;

-по результатам анализа Методики формирования прогноза и прогнозных данных по доходам бюджета на 2020 год и плановый период в части отсутствия в ней способа определения «прогнозируемого темпа роста налога», критерия выбора варианта способа прогнозирования по 2 налоговым доходам (единый сельскохозяйственный налог, налог на имущество физических лиц);

-по результатам анализа Методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет главных администраторов доходов бюджета (далее – Методики) в части несоблюдения Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов (отсутствие в Методиках информации об учёте в прогнозном объёме ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по доходам, несоответствие формулам, утверждённым Методикой по ряду доходов, отсутствие в Методиках алгоритмов расчётов);

- по результатам анализа Порядков предоставления субсидий (в том числе, отсутствие в некоторых Порядках информации о порядке расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер);

- по результатам анализа адресной инвестиционной программы муниципального образования «город Ульяновск» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в том числе, по включению объектов, применению бюджетной классификации, исполнению Порядка формирования и реализации адресной инвестиционной программы;

- по результатам анализа Порядка формирования и использования дорожного фонда, в части не включения средств, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области в источники формирования доходов дорожного фонда;

-по установлению целевых индикаторов муниципальной программы (МП «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «город Ульяновск»), по содержанию пояснительных записок (по четырем муниципальным программам).

Мониторинг деятельности администрации города Ульяновска по реализации проектов осуществлялся в рамках подготовки заключения по анализу отчета об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск за 9 месяцев 2019 года.

Экспертно-аналитические мероприятия в сфере аудита закупок осуществлялись посредством рассмотрения технико-экономических заданий заказчиков, представляемых в Контрольно-счётную палату, входящую в состав Комиссии по повышению эффективности осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования «город Ульяновск»,

Для рассмотрения на заседаниях Комиссии в 2019 году Контрольно-счётной палатой были подготовлены заключения по результатам анализа технико-экономических заданий на общую сумму 3 200 779,85 тыс. руб. Выявленные замечания касались как текстов проектов муниципальных контрактов, так и обоснования начальной максимальной цены контракта, необходимости осуществления закупок.

 

Реализация принципа гласности в деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск», противодействие коррупции

 

Реализация принципа  гласности в деятельности Контрольно-счётной палаты осуществлялась в 2019 году путём размещения информации о деятельности Контрольно-счётной палаты, планов работы и изменения в них, отчётов о результатах контрольных мероприятий, локальных правовых актов по вопросам  противодействия коррупции на официальном сайте Контрольно-счётной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.k-sp@bk.ru) и в средствах массовой информации (газета «Ульяновск-сегодня» (официальное издание муниципального образования «город Ульяновск»)).

За 2019 год на официальном сайте Контрольно-счётной палаты размещено 56 материалов, количество публикаций в средствах массовой информации – 7.

В 2019 году распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты от 12.08.2019 № 34 утверждён Стандарт финансового контроля «Предварительный контроль за исполнением бюджета муниципального образования «город Ульяновск»», который также размещён на официальном сайте Контрольно-счётной палаты и опубликован в газете «Ульяновск сегодня».

 

Работа по противодействию коррупции в Контрольно-счётной палате осуществлялась, в основном, по двум направлениям:

1. В рамках соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность и лицами, замещающими должности муниципальной службы обязанностей, ограничений и запретов, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции и о муниципальной службе.

2. В рамках осуществления полномочий по участию в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции в соответствии с:

- п.10 ч.2 ст.9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований»;

 - п.14 ч.1 ст.8 Положения о Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск», утверждённого решением Ульяновской Городской Думы от 18.01.2012 №2.

По первому направлению Контрольно-счётной палатой были актуализированы локальные правовые акты в целях соблюдения запретов, ограничений и обязанностей, установленных законодательством, в том числе Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в части уточнения функций кадровой службы при проведении служебных проверок о совершении муниципальными служащими коррупционных правонарушений, сроков применения взысканий к муниципальным служащим, совершившим  коррупционные правонарушения, а также, норм, связанных с обработкой персональных данных, в части уточнения наименования документов.

В рамках исполнения вышеуказанных федеральных законов и Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» осуществлялось размещение на официальном сайте Контрольно-счётной  палаты в разделе «Противодействие коррупции» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работающих в Контрольно-счётной палате муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, а  также о доходах, расходах их  супругов и несовершеннолетних детей.

По второму направлению осуществлялась работа в рамках проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий путём указания на выявленное нарушение в акте по результатам контрольного мероприятия (в случае проведения контрольного мероприятия) или в заключении (в случае проведения экспертно-аналитического мероприятия).

Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий регламентировано семью утверждёнными распоряжениями председателя Контрольно-счётной палаты стандартами финансового контроля, а также применением Методик, рекомендованных Счётной палатой РФ, Союзом муниципальных контрольно-счётных органов.

В 2019 году работники Контрольно-счётной палаты принимали участие в заседаниях Межведомственной комиссии по противодействию коррупции в муниципальном образовании «город Ульяновск» и в заседаниях межведомственной рабочей группы по вопросам выявления, пресечения и предупреждения коррупционных правонарушений в прокуратуре Ленинского района г. Ульяновска.

 

Иная деятельность Контрольно-счётной палаты
муниципального образования «город Ульяновск»

 

В 2019 году работники Контрольно-счётной палаты принимали участие в заседаниях Межведомственного совета по повышению эффективности расходов средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» и его рабочих групп.

Взаимодействие с органами прокуратуры, Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Ульяновской области, Следственного управления по Ульяновской области (далее – СУ СК России по Ульяновской области) осуществлялось как по вопросам осуществленных Контрольно-счётной палатой контрольных мероприятий, так и в рамках мероприятий, проводимых соответствующими органами.

Так, в 2019 году на основании обращений Прокуратуры Ленинского района города Ульяновска, работники Контрольно-счётной палаты принимали участие в 5 проверках по вопросам обследования многоквартирных жилых домов по объектам капитального ремонта (реализация Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2018-2019 годах), а также по обращению СУ СК России по Ульяновской области.

По материалам Контрольно-счётной палаты Прокуратурой Ленинского района города Ульяновска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а мировым судом вынесено постановление об административном правонарушении по ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении начальника отдела бюджетного учета и отчетности Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска.

В отчетный период Контрольно-счётной палатой были рассмотрены 3 обращения физических и юридических лиц по вопросам проверки целевого расходования бюджетных средств, соблюдения Федерального закона №44-ФЗ.

В 2019 году Контрольно-счётная палата продолжила сотрудничество с Союзом муниципальных контрольно-счётных органов (Союз МКСО).

С декабря 2017 года полномочия председателя представительства Союза МКСО в Приволжском федеральном округе (далее – Представительство) осуществляет председатель Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» Кузнецова Н.В.

Контрольно-счётная палата в 2019 году организовывала деятельность Представительства по обмену опытом в сфере внешнего муниципального финансового контроля, по анализу проблем, предложений по совершенствованию такого контроля, обобщению лучшей практики.

В соответствии с Планом работы Союза МКСО на 2019 год Представительством велась работа по сбору и анализу информации:

- о практике работы муниципальных контрольно-счетных органов, по контролю полноты и правильности ведения реестра расходных обязательств в муниципальных образованиях;

- о проведенных муниципальными контрольно-счётными органами экспертно-аналитических мероприятиях в рамках общероссийского экспертно-аналитического мероприятия по теме «Проверка законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение нуждающихся жилыми помещениями и жилищное строительство в 2018-2019 годах».

В рамках взаимодействия со Счётной палатой Ульяновской области Контрольно-счётная палата осуществляла:

· участие в деятельности Совета органов внешнего финансового контроля;

· преставление ежеквартальных отчетов о своей деятельности;

· участие в проводимых конференциях, семинарах, совещаниях;

· обмен материалами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

·анализ и обобщение практики взаимодействия муниципальных контрольно-счётных органов с советами депутатов муниципальных образований.

С мая 2019 года председатель Контрольно-счётной палаты Кузнецова Н.В. является членом Экспертного Совета по вопросам контроля в сфере государственных (муниципальных) финансов и иных ресурсов при Комитете Государственной Думы по контролю и Регламенту Совета.

В 2019 году 5 сотрудников Контрольно-счётной палаты прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с осуществлением финансового контроля, управлением государственными и муниципальными закупками, противодействием коррупции.

  

План работы Контрольно-счётной палаты
муниципального образования «город Ульяновск» на 2020 год

 

План работы Контрольно-счётной палаты на 2020 год (далее - План работы) утверждён распоряжением председателя от 27.12.2019 №57.

В плане работы учтены все поручения Ульяновской Городской Думы.

План работы на 2020 год содержит 19 контрольных мероприятий, 10 объектов проверки.

План работы на 2020 год включает контрольные мероприятия:

- по вопросу проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МУП «Ульяновскэлектротранс», МУП «УльГЭС»;

- по вопросу законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных:

-   на реализацию 11 муниципальных программ, 6 из которых связаны с реализацией 5 национальных проектов,

- на реализацию ведомственной целевой программы «Обеспечение организации деятельности Управления образования администрации города Ульяновска и подведомственных образовательных организаций» (проект «Школьный двор»),

- на обеспечение функционирования органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (Ульяновская Городская Дума; Управление культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска);

- на ремонт подъездных путей к объектам социального назначения (МБУ «Дорремстрой»);

- на субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), на субсидии на иные цели, а также доходов, полученных от предпринимательской деятельности, поступивших от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности МБУ СШ ДЮСШ «Заволжье» (ФОК «Фаворит»);

- на реализацию проекта «Народный бюджет».

 

Кроме контрольных мероприятий в 2020 году запланированы экспертно-аналитические мероприятия, продолжение работы в сфере аудита закупок, мониторинг деятельности администрации города Ульяновска по реализации национальных проектов, анализ формирования и исполнения администрацией города Ульяновска адресной инвестиционной программы.

План работы Контрольно-счётной палаты на 2020 год размещен на официальном сайте Контрольно-счётной палаты.

Контрольно-счётной палатой продолжится реализация полномочий по составлению протоколов по составам, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции, а также планируется продолжить сотрудничество с Союзом муниципальных контрольно-счётных органов.

 

 

 

Председатель

Контрольно-счётной палаты                                                                                                Н.В. Кузнецова