Отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия в МУП "Ульяновскводоканал" (акт от 21.03.2024 №3)


ОТЧЁТ

о результатах проведённого контрольного мероприятия

Проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Ульяновскводоканал» за 2023 год в части использования средств, выделенных из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» 

 

Основание для проведения контрольного мероприятия: 1.6 Плана работы Контрольно-счётной палаты на 2024 год, утверждённого распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты от 27.12.2023 №48, поручение на проведение контрольного мероприятия от 31.05.2024 №5.

 

Цель (предмет) контрольного мероприятия: проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Ульяновскводоканал» за 2023 год в части использования средств, выделенных из бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

 

Объект (объекты) контроля: Муниципальное унитарное предприятие «Ульяновскводоканал» (далее – УМУП «Ульяновскводоканал»).

 

Проверяемый период деятельности: с 01.01.2023 по 31.12.2023.

 

Срок проведения контрольного мероприятия: с 04.06.2024 по 05.07.2024, приостановка с 24.06.2024, возобновлено с 02.12.2024 по 16.12.2024.

 

Объём проверенных денежных средств: 165 000,0 тыс. руб.

 

Общая денежная сумма нарушений – 140 431,0 тыс.руб. (8 нарушения), в том числе в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), утверждённым постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21.12.2021 №14ПК.

-  нарушения при формировании и исполнении бюджетов (группа 1) – 0,0 тыс.руб. (0 нарушений);

- нарушения ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности (группа 2) – 140 431,0 тыс. руб. (7 нарушений);

- нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью (группа 3) – 0,0 тыс. руб. (0 нарушений);

     - нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (группа 4) – 0,0 тыс.руб. (1 нарушение);

-  неэффективное использование бюджетных средств – 0,0 тыс.руб. (0 нарушений);

- замечания (недостатки) НПА – 0,0 тыс.руб. (0 нарушений).

 

Результаты контрольного мероприятия, выявленные нарушения, недостатки:

1.УМУП «Ульяновскводоканал» (далее – Предприятие) создано приказом Комитета по управлению городским имуществом от 04.03.1992 № 105 и зарегистрировано распоряжением Мэра г. Ульяновска от 13.03.1992 № 444-р.

В соответствии с Уставом (в редакции от 19.09.2023) УМУП «Ульяновскводоканал» является коммерческой организацией, основанной на праве хозяйственного ведения и не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (п.1.4. Устава).

Учредителем и собственником имущества УМУП «Ульяновскводоканал» является администрация муниципального образования «город Ульяновск» (п.1.5. Устава).

От имени муниципального образования функции и права собственника имущества унитарного предприятия осуществляет Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (п.1.6. Устава).

Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли (п.3.1. Устава).

Предметом деятельности Предприятия является наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей предприятий, организаций и населения на услуги водоснабжения и канализации, надежность обслуживания, получения прибыли (п.3.2. Устава).

Имущество Предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия (п.4.1. Устава).

Уставный фонд Предприятия (Устав в ред. от 27.07.2022) составлял 545 500,0 тыс. руб. В период с 27.07.2022 по 19.09.2023 уставный фонд Предприятия увеличился на 215 400,0 тыс. руб. и составил 760 900,0 тыс. руб. (в ред. Устава от 19.09.2023).

 

2.План финансово-хозяйственной деятельности Предприятия на 2023 год утвержден начальником Управления муниципальной собственности администрации города Ульяновска 20.12.2022 и согласован с начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска 20.12.2022 года.

Согласно отчёту об исполнении Предприятия плана финансово-хозяйственной деятельности на 01.01.2024 (форма 0503737):

Общие доходы предприятия (выручка и прочие доходы) за 2023 год составили в сумме – 2 688 237,0 тыс. руб., в том числе выручка предприятия от реализации продукции, работ и услуг за 2023 год составила в сумме 2 623,159 тыс. руб.

Затраты предприятия на производство всех видов услуг за 2023 год составили 2 808 180 тыс. руб.

По состоянию на 01.01.2024: дебиторская задолженность предприятия составила 1 510 393 тыс. руб. (плановая 1 450 207 тыс. руб.), кредиторская задолженность составила 564 205 тыс. руб. (плановая 730 000 тыс. руб.).

Субсидии на финансовое обеспечение затрат, в том числе, в целях формирования (увеличения) уставного фонда в Плане финансово-хозяйственной деятельности Предприятия на 2023 год не предусмотрены.

В «Докладе о результатах финансово-хозяйственной деятельности УМУП «Ульяновскводоканал» по итогам 2023 года» содержится информация: «Общий размер заемных средств в 2023 году составил 1 078 812 тыс. руб., с учетом долгосрочного 25 – летнего кредита в сумме 791 млн руб., полученного из Фонда развития территорий.»

 

3.В соответствии с п.2 Правил предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 02.02.2022 №87 (далее – Правила №87) «Проект» - ограниченный по времени и ресурсам комплекс мероприятий (включая проектирование - в случае, определенном п.3 Правил), направленных на строительство, реконструкцию, модернизацию одного или нескольких объектов системы коммунальной инфраструктуры, в том числе расположенных на территории одного или нескольких муниципальных образований, в случае, если такие объекты используются (эксплуатируются) одним участником проекта (заемщиком), объектов ливневой канализации, находящихся на территории одного муниципального образования, капитальный ремонт линейных объектов и реализуемый в целях создания благоприятных условий проживания граждан, обновления среды жизнедеятельности и территорий общего пользования, в том числе развития градостроительного потенциала, обеспечения строительства и комплексного развития территорий путем снижения дефицита и (или) оптимизации производительности систем коммунальной инфраструктуры и обеспечения возможности подключения новых абонентов и (или) в целях предотвращения деградации городской инфраструктуры, повышения комфортности и качества городской среды, в том числе качества и надежности предоставляемых коммунальных услуг, за счет снижения износа объектов, аварийности систем коммунальной инфраструктуры и объектов таких систем и повышения эффективности их работы, а также снижения экологического ущерба.

В рамках контрольного мероприятия представлены следующие документы:

3.1. План мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры на территории муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области 2022 и 2023 годах утверждён распоряжением правительства Ульяновской области №216-пр от 12.05.2022 (далее – План мероприятий).

Согласно изменениям, внесённым в План мероприятий (от 02.06.2022 №260-пр, от 20.06.2022 №293-пр, от 28.11.2022 №605-пр), общая сумма проекта «Капитальный ремонт системы водоотведения муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области в сфере водоотведения» («строительно-монтажные работы, включая закупку оборудования и материалов») составляет 989 330 400,0 руб. (в том числе 2022 год - 346 265 640,0 руб., 2023 год – 643 064 760,0 руб.), из них средства местного бюджета – 165 000 000,0 руб. (в том числе 2022 год – 50 000 000,0 руб., 2023 год – 115 000 000,0 руб.).

3.2. Заявка на предоставление займа (Губернатора Ульяновской области) от 12.05.2022 №73-Г-01/13791мх о предоставлении корпорацией Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства УМУП «Ульяновскводоканал» займа в целях реализации проекта по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, со сроком реализации проекта 10/2022 – 12/2023 (далее – Заявка от 12.05.2022).

3.3.Соглашение о реализации проекта от 27.07.2022 №626/ФНБ/6-Д, заключено сторонами: Государственной корпорацией «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Фонд), Ульяновской областью (в лице Губернатора, далее - Субъект), УМУП «Ульяновскводоканал» (далее – Заемщик), муниципальным образованием «город Ульяновск (в лице Главы города, далее – Муниципальное образование) (далее – Соглашение от 27.02.2022 №626/ФНБ/6-Д).

В соответствии с Соглашением от 27.02.2022 №626/ФНБ/6-Д:

-Заёмщик обязуется (в том числе) реализовать Проект в сроки и на условиях, установленных Законом №185-ФЗ и Правилами №87 и иными положениями законодательства Российской Федерации, а также соглашением и договором займа (п.3.3.1);

-Муниципальное образование обязуется (в том числе) в ближайший период регулирования на основании представленных заемщиком документов обеспечить утверждение заемщику тарифов или долгосрочных параметров регулирования в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для формирования необходимой валовой выручки, достаточной для исполнения заемщиком обязательств по договору займа, и (или) обеспечить иные нетарифные источники исполнения обязательств по договору займа (в случаях передачи Муниципальному образованию соответствующих полномочий в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения законом Субъекта Российской Федерации) (п.3.4.2).

3.4.Договор займа от 29.07.2022 №62Д/ФНБ заключен между УМУП «Ульяновскводоканал» (заемщик) и Государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на предоставление денежных средств (заёма) в сумме 791 462 000,0 руб. (далее – Договор от 29.07.2022).

В соответствии с Договором от 29.07.2022:

-Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства обязуется предоставить заемщику денежные средства в сумме, не превышающей 791 462 000,0 руб. на цели, определенные п.1.2 договора, а заемщик обязуется вернуть предоставленные денежные средства в сроки, установленные договором, и уплачивать проценты за пользование займом в размере 3 (три) процента годовых в порядке и в сроки, установленные договором (п.1.1).

-Заем предоставляется заемщику для реализации проекта («Капитальный ремонт системы водоотведения муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области») с условием использования полученных заёмщиком средств на (п.1.2): оплату расходов заемщика на закупку оборудования и материалов в целях реализации проекта; оплату строительно-монтажных работ, предусмотренных проектом; возмещение следующих расходов заемщика (в случае, если такие расходы понесены со дня вступления в силу правил от 02.02.2022 №87): на закупку оборудования и материалов в целях реализации проекта; на оплату строительно-монтажных работ, предусмотренных проектом.

-Фонд перечисляет транш на лицевой счёт на основании заявления Заёмщика на перечисление транша, представленного в Фонд не позднее, чем за 30 календарных дней до  начала квартала, в котором планируется получение соответствующего транша согласно графику предоставления Заёмщику траншей (п.4.6) (3 квартал 2022 – 277 012 000,0 руб., 1 квартал 2023 – 414 450 000,0 руб., 4 квартал 2023 – 100 000 000,0 руб.).

В Приложении №1 Договора от 29.07.2022 отражены объекты инфраструктуры, строительства, реконструкции, модернизация которых предусмотрена проектом:

-Капитальный ремонт аварийной самотечной канализации диаметром 1400-2000 мм от ул.Гайдара до КНС-14, протяжённостью 167м, год ввода в эксплуатацию 1993. (Ульяновская обл., г.Ульяновск, ул.Александра Невского, д.1).

-Капитальный ремонт централизованной системы водоотведения п.Кротовка (замена двух напорных линий от КНС в п.Кротовка до КНС Баратаевка и далее до ул.Отрадная, д.83 диаметром 225мм протяжённостью 11970 м. (Ульяновская обл., г.Ульяновск, ул.Молодёжная, д.5).

-Капитальный ремонт напорного коллектора главной насосной станции (напорного коллектора диаметром 1020 мм от камеры переключения главной насосной станции до городских очистных сооружений канализации, протяжённостью 6 794 м., год ввода в эксплуатацию 1974 (Ульяновская обл., г.Ульяновск, пр-д Нефтяников, д.5).

 

4.В рамках реализации Проекта УМУП «Ульяновскводоканал» были заключены контракты (путём проведения открытого конкурса в электронной форме) на общую сумму 883 664,3 тыс.руб. (первоначальная);

-контракт от 25.01.2023 №001-2253/1-11 с ООО «БИЛД» на выполнение работ по капитальному ремонту напорного коллектора главной насосной станции до городских очистных сооружений канализации, протяжённостью 6794м, год ввода в эксплуатацию 1974г. на общую сумму 578 111,8 тыс. руб. (срок исполнения 20.12.2023). Дополнительным соглашением от 31.07.2024 №8 изменена цена контракта – 577 944,4 тыс. руб.

-контракт от 21.02.2023 №005-22 147/1-11 с ООО «СП ВИС-МОС» на выполнение работ по капитальному ремонту централизованной системы водоотведения п. Кротовка (замена двух напорных линий от КНС в п. Кротовка до КНС Баратаевка и далее до ул. Отрадная, д.83 диаметром 225 мм, протяжённостью 11970 м) на общую сумму 286 000,0 тыс. руб. (срок исполнения до 20.12.2023). Дополнительным соглашением от 21.02.2023 №005-22 изменена цена контракта – 314 600,0 тыс. руб.

-контракт от 27.06.2023 №001-23/11 с ООО «ЛайнерТек» на выполнение работ по капитальному ремонту аварийной самотечной канализации (от ул.Гайдара до КНС-14, протяжённостью 4960 м, год ввода в эксплуатацию 1993г. (участок протяжённостью 167м по ул.Невского) на общую сумму 19 552,5 тыс. руб. (срок исполнения до 25.12.2023). Дополнительным соглашением от 08.02.2024 №5 изменена цена контракта –18 965,7 тыс. руб.

         

5.Капитальный ремонт централизованной системы водоотведения п. Кротовка (замена двух напорных линий от КНС в п. Кротовка до КНС Баратаевка и далее до ул. Отрадная, д.83 диаметром 225 мм протяженностью 11 970 м) осуществлялся по Контракту №005-22 от 21.02.2023, заключенному УМУП ВКХ «Ульяновскводоканал» (далее – Заказчик) с ООО «СП ВИС-МОС» (далее – Подрядчик) (далее – Контракт №005-22), первоначальной сметной стоимостью 286 000,0 тыс. руб., с учетом дополнительного соглашения №5 от 21.06.2024. сметной стоимостью 314 600,0 тыс. руб., согласно соглашения о расторжении Контракта №005-22 сметной стоимостью 313 077,19769 тыс. руб.

Согласно п.2.6. Контракта №005-22 источником финансирования по настоящему контракту являются: бюджет УМУП «Ульяновскводоканал» (в том числе кредитные средства, полученные УМУП «Ульяновскводоканал» от Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).

В соответствии с Дополнительным соглашением от 18.12.2023 №4 к Контракту №005-22 внесены изменения в п. 1.4, 3.1 Контракта, в том числе, изменены сроки выполнения работ с «до 20.12.2023г.» на «до 01.06.2024г.».

Согласно п.8.5. Контракта гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта и работ устанавливаются сторонами – 5 (пять) лет на все виды работ и материалы со дня подписания акта приемки результата работ.

Согласно п.8.6. Контракта «Если в период гарантийной эксплуатации объекта обнаружатся дефекты, препятствующие нормальной его эксплуатации, то Подрядчик обязан их устранить за свой счет и в согласованные с Заказчиком сроки. Для участия в составлении акта, фиксирующего дефекты, согласования порядка и сроков их устранения Подрядчик обязан направить своего представителя».

Цена Контракта подтверждена СВОДНЫМ СМЕТНЫМ РАСЧЕТОМ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА №2023 на капитальный ремонт централизованной системы водоотведения п. Кротовка (замена двух напорных линий от КНС в п. Кротовка до КНС Баратаевка и далее до ул. Отрадная, д. 83 диаметром 225 мм протяженностью 11 970 м) составленного в текущем уровне цен 30.12.2023г. на сумму 314 600,0 тыс. руб., состоящего из: Глава 2. Основные объекты строительства (02-01-01, 02-01-01 Исключение, 02-01-01 Дополнение); Глава 7. Благоустройство и озеленение территории; Глава 8. Временные здания и сооружения; Глава 9 Прочие работы и затраты (Утилизация ТБО); Глава 12 Публичный технологический ценовой аудит, подготовка обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по  проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, технологический и ценовой аудит такого обоснования инвестиций, аудит проектной документации, проектные и изыскательские работы, Непредвиденные затраты; коэффициент понижения – 0,8782061802; НДС.

Капитальный ремонт централизованной системы водоотведения п. Кротовка (замена двух напорных линий от КНС в п. Кротовка до КНС Баратаевка и далее до ул. Отрадная, д. 83 диаметром 225 мм протяженностью 11 970 м) выполнялся Подрядчиком, в том числе, по Договору субподряда от 22.02.2023 №22/02/2023, заключенному ООО «СП ВИС-МОС» с ООО «ИН-СЕРВИС» ценой договора 211 186,331 тыс. руб. или 73,84 % от сметной стоимости Контракта №005-22 (членство СРО Ассоциация «Национальное объединение строителей» г. Москва, № СРО-С-278-14122016).

6.1.Проверка достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства Капитального ремонта централизованной системы водоотведения п. Кротовка (замена двух напорных линий от КНС в п. Кротовка до КНС Баратаевка и далее до ул. Отрадная, д. 83 диаметром 225 мм протяженностью 11 970 м) (с Положительными заключениями государственной экспертизы), проводилась:

-по Договору от 06.05.2022 №94, заключенному Предприятием с ОАУ «Ульяновскэкспертиза» стоимостью 325,683 тыс. руб. (без НДС);

-по Договору от 02.11.2022 №0040/305, заключенному Предприятием с ОАУ «Ульяновскэкспертиза» стоимостью 294,381 тыс. руб. (без НДС).

-по Договору от 25.04.2024 №0032Д-24Г73-0033228/82-03, заключенному ООО «ИН-СЕРВИС» с ОАУ «Ульяновскэкспертиза».

6.2. Контроль за проведением работ был возложен на начальника ПТО ПТС Мальцева С.П., ведущего инженера ПТО Горбунова Л.А. и начальника Засвияжского РЭУ Лифанова А.Н.  (Приказ от 10.05.2022 №98/2 «О проведении капитального ремонта центральной системы водоотведения п. Кротовка (замена двух напорных линий от КНС в п. Кротовка до КНС Баратаевка и далее до ул. Отрадная д.83 диаметром 225 мм протяженностью 11 970 м)».

6.3. В исполнение п.1.4. Контракта №005-22 разработанный ООО «СП ВИС-МОС» «Проект производства работ ППР № 16/01/23 на капитальный ремонт централизованной системы водоотведения п. Кротовка (замена двух напорных линий от КНС в п. Кротовка до КНС Баратаевка и далее до ул. Отрадная, д.83 диаметром 225 мм протяженностью 11 970 м)» согласован генеральным директором ООО «СП ВИС-МОС» и директором УМУП «Ульяновскводоканал».

Прокладка сетей водоотведения предусматривалась открытым способом за исключением прокладки под автодорогами, водными и естественными преградами рельефа местности. Пересечение сетей водоотведения с автодорогами предусматривалось путем прокладки трубопроводов методом ГНБ с устройством футляров, закрытым способом.

6.4. Приемка выполненных работ осуществлялась на основании раздела 7 Контракта №005-22.

Датой приемки выполненных работ считается дата размещения в единой информационной системе структурированного документа о приемке, подписанного Заказчиком. Приемка выполненных работ осуществляется и оформляется после предоставления исполнительной документации (п. 7.2.8. Контракта).

Сдача результатов работ Подрядчиком и приемка его Заказчиком оформлялись Актом о приемке выполненных работ (КС-2), подписанным обеими сторонами. (п.7.3. Контракта).

Приемка выполненных работ по капитальному ремонту централизованной системы водоотведения п. Кротовка (замена двух напорных линий от КНС в п. Кротовка до КНС Баратаевка и далее до ул. Отрадная, д. 83 диаметром 225 мм протяженностью 11 970 м), осуществлялась на основании актов о приемке выполненных работ (КС-2) в количестве 10 шт. на общую сумму 313 077,19769 (в том числе НДС - 52 179,53295 тыс. руб.).

Согласно актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и плана сети К1Н были выполнены работы по замене двух напорных линий от КНС в п. Кротовка до КНС Баратаевка и далее до ул. Отрадная, д. 83 диаметром 225 мм протяженностью 12 329,5 м.

6.5.Выполненные работы по капитальному ремонту централизованной системы водоотведения п. Кротовка (замена двух напорных линий от КНС в п. Кротовка до КНС Баратаевка и далее до ул. Отрадная, д. 83 диаметром 225 мм протяженностью 11 970 м), имеют скрытый характер, фактическое выполнения работ подтверждено исполнительной документацией (акты освидетельствования скрытых работ; акты входного контроля; паспорта качества на материалы; акты приемки футляра для протягивания перехода ГНБ; технические паспорта на оборудование; ведомость бурения пилотной скважины; исполнительные схемы (продольные профили); планы сети К1Н на 19 листах; сертификаты анализа; паспорт самоходной машины «Буровая установка»; Общий журнал работ №1; Журналы производства буровых работ по пикетам).

Исполнительная документация оформлена по пикетам и передана Заказчику по реестрам исполнительной документации.

6.6. Актом приемки в эксплуатацию от 27.06.2024, утвержденным и.о. директора УМУП «Ульяновскводоканал» «Капитальный ремонт централизованной системы водоотведения п. Кротовка (замена двух напорных линий от КНС в п. Кротовка до КНС Баратаевка и далее до ул. Отрадная, д. 83 диаметром 225 мм протяженностью 11 970 м, принят в эксплуатацию.

6.7. Соглашением о расторжении Контракта №005-02 от 02.08.2024 Контракт расторгнут. На момент подписания Соглашения Подрядчиком выполнены работы на сумму 313 077,19769 тыс. руб.

Оплата за выполненные работы осуществлялась платежными поручениями на общую сумму 313 077,19769 тыс. руб. на основании актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 подписанных исполнительным директором ООО «СП ВИС-МОС», директором УМУП «Ульяновскводоканал» и и.о. директора УМУП «Ульяновскводоканал».

6.8.По результатам визуального осмотра, проведенного комиссионно 12.12.2024, установлено:

-В КНС №35 п. Кротовка визуально просматривается подключение трубопроводов водоотведения (канализации) в две нитки из приемника сточных вод с установкой задвижек;

-Оборудование КНС №35, шкафы автоматизации и диспетчеризации КНС №35 в п. Кротовки находится в рабочем состоянии;

-По линии прохождения трассы на отдельных участках просматриваются просадки грунта;

-В КНС №32 п. Баратаевка визуально просматривается подключение трубопроводов водоотведения (канализации) из приемника сточных вод и установленные погружные насосы;

-Оборудование, шкафы автоматизации и диспетчеризации КНС №32 находятся в рабочем состоянии;

-Прокладка трубопроводов напорной канализации выполнена до «Камеры гашения» и подключения к канализационному коллектору, расположенному в районе ул. Отрадная, 83;

-Напорные линии канализации от КНС №35 в п. Кротовка до КНС №32 в п. Баратаевка и далее до ул. Отрадная, д. 83 находятся в рабочем состоянии.

 

7.Проверке представлены инвентарные карточки учёта объектов основных средств по объектам, включённым в Проект, в соответствии с которыми по 2 объектам в 2024 году произошло увеличение стоимости основных средств:

-коллектор самотечный г. Ульяновск от КК-6 ул. Невского до КНС-14 инвентарная карточка от 12.07.2024 №006610 (вид операции - модернизация на сумму 17 284 118,97 руб. (документ от 01.03.2024 №0000-000005));

-канализационная сеть г. Ульяновск, с. Баратаевка, ул.  Молодёжная инвентарная карточка от 16.07.2024 №017220 (вид операции - модернизация на сумму 271 761 736,83 руб. (документ от 27.06.2024 №0000-000007, от 03.09.2024 №0000-000013)).

 

8. В соответствии с п.24 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утверждённого приказом Минфина России от 17.09.2020 №204н первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта в момент, завершения таких капитальных вложений.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», утверждённому приказом Минфина РФ от 31.10.2020 №94н на субсчете 08.03 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).

В отчётах по проводкам за 2023, 2024 годы, представленных проверке, вышеуказанные суммы модернизации, отражённые в инвентарных карточках объектов основных средств отнесены на дебет счёта 08.03 «Строительство объектов основных средств».

Субсидии на капитальные вложения УМУП «Ульяновскводоканал» в проверяемом периоде не представлялись.

 

9. В соответствии с п.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг (в редакции №521-ФЗ от 19.12.2022).

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 №1492 (далее – Общие требования №1492).

Порядок предоставления субсидии муниципальным унитарным предприятиям на финансовое обеспечение затрат, в том числе в целях формирования (увеличения) уставного фонда, из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» утверждён постановлением администрации города Ульяновска 22.07.2022 №1000 (далее – Порядок от 22.07.2022 №1000).

 

10. В 2022 - 2023 году УМС заключено три соглашения (от 23.12.2022, от 11.05.2023, от 19.09.2023) с УМУП «Ульяновскводоканал» на предоставление субсидий на финансовое обеспечение затрат, в том числе, в целях формирования (увеличения) уставного фонда на общую сумму 165 000,0 тыс. руб. (далее – Соглашения, рассматриваемые соглашения).

В соответствии с п.1.1 Соглашений предметом соглашения является предоставление из бюджета города в 2022 (2023) году субсидии УМУП «Ульяновскводоканал» на финансовое обеспечение затрат, в том числе в целях формирования (увеличения) уставного фонда (далее – Субсидия), не подлежащей казначейскому сопровождению по кодам классификации расходов бюджета: код Главного распорядителя бюджетных средств раздел 410, подраздел 0502, целевая статья 8200961470, вид расходов 813.

В разделе Соглашений «Условия предоставления субсидии» определено направления расходов, на финансовое обеспечение которых предоставляется Субсидия, в соответствии с Приложением №2 к соглашению («Расходы, на которые направлена субсидия» (на софинансирование проекта «Капитальный ремонт системы водоотведения муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области», увеличение основных фондов предприятия, снижение затрат на проведение текущего ремонта системы водоотведения) (п.3.3 Соглашений).

К Соглашению от 23.12.2022 предусмотрено 7 Приложений, к Соглашениям от 11.05.2023, от 19.09.2023 предусмотрено 6 Приложений.

Представленные проверке Соглашения (от 23.12.2022, от 11.05.2023, от 19.09.2023) соответствуют Типовой форме, утверждённой Приказом от 04.05.2017 №46, в том числе, в части необходимости указания направления расходов на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия (п.3.3 Типового соглашения).

В соответствии с п. 6.1 рассматриваемых Соглашений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашениям стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение получателем субсидии условий их предоставления предусмотрена п.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.

 

11. В соответствии с п.1.2 Порядка от 22.07.2022 №1000 целью предоставления субсидии является формирование (увеличение) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий, что не соответствует целям, предусмотренным п.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ (финансовое обеспечение затрат).

Представлены распоряжения Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (далее – УМС, Управление) «Об утверждении Устава УМУП «Ульяновскводоканал» в новой редакции от 23.12.2022 №1189, от 11.05.2023 №452, от 19.09.2023 №784. Источник увеличения уставного фонда УМУП «Ульяновскводоканал» в распоряжениях УМС не указан.

Регистрация изменений в устав осуществляется с учётом п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которой в Налоговый орган предоставляется заявление о государственной регистрации изменений, решение о внесении изменений в учредительный документ, изменения, внесённые в учредительный документ, документ об уплате государственной пошлины.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, регистрация изменений в устав УМУП «Ульяновскводоканал», в части увеличения уставного фонда, была осуществлена трижды в 2023 году (на общую сумму 165 000,0 тыс.руб.): 14.02.2023, 30.06.2023, 09.10.2023.

Кроме того, увеличение уставного фонда было отражено в бухгалтерском учёте Предприятия (оборотно-сальдовая ведомость по счёту 80 «Уставный фонд» за период с декабря 2022 по декабрь 2023 (общая сумма 165 000,0 тыс.руб.)).

Действия Предприятия по исполнению распоряжений УМС и увеличению уставного фонда не связаны с расходами, на финансовое обеспечение которых предоставлялись субсидии (в рамках рассматриваемых соглашений - Приложение №2 «Расходы, на которые направлена субсидия» (на софинансирование проекта «Капитальный ремонт системы водоотведения муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области», увеличение основных фондов предприятия, снижение затрат на проведение текущего ремонта системы водоотведения).

 

12. При анализе исполнения Соглашений, на предмет расходования Предприятием средств субсидии, установлено следующее:

12.1. В соответствии с п.п.5.3.4 п.5.3 рассматриваемых Соглашений Получатель субсидии обязуется вести обособленный учёт операций со средствами субсидии.

Учётной политикой УМУП «Ульяновскводоканал» способы ведения (счета ведения) «обособленного учёта» средств субсидий не определены.

Документы об отражении в бухгалтерском учёте предприятия (обособленный учёт) операций по оплате работ (услуг) за счёт средств субсидии по направлениям расходования средств, предусмотренных Соглашениями проверке не представлена.

12.2. Субсидия по Соглашению от 23.12.2022 в сумме 50 000,0 тыс. руб. перечислена Управлением платёжным поручением от 27.12.2022 №479903.

В ходе анализа выписки с расчётного счёта предприятия №40702810600008341927 в АО Банк «Венец» (счёт зачисления субсидии), представленной по запросу Контрольно-счётной палаты, установлено, что в 2022 году, в период с 27.12.2022 по 31.12.2022 Предприятием осуществлялись расходы, а исходящий остаток по счёту на 31.12.2022 составил 4 437 501,59 руб.

Документы, подтверждающие оплату по видам расходов, предусмотренных Соглашением от 23.12.2022 за период с 27.12.2022 по 31.12.2022, проверке не представлены.

При отсутствии обособленного учета средств субсидии, с учетом анализа расчётного счёта (счёта зачисления субсидии) Предприятием в период с 27.12.2022 по 31.12.2022 были осуществлены расходы, за счёт средств субсидии, без учёта видов расходов, предусмотренных Соглашением от 23.12.2022 (п.п.3.3 п.3, п.п.5.3.1.2 п.5.3, Приложения №2 к Соглашению) на сумму 45 389 832,15 руб. (50 000 000,0 руб. – 4 437 501,59 руб. - 1 774,0 руб. - 170 892,26 руб. (с учётом остатка средств на 31.12.2022, остатка средств предприятия поступивших 31.12.2022 и пополнения счёта Предприятия 30.12.2022). 

В соответствии с п.п.5.1.5 п.5.1 Соглашения от 23.12.2022, Главный распорядитель бюджетных средств обязуется, в случае если Получателем допущены нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных Порядками предоставления субсидии и соглашением направлять получателю требование об обеспечении возврата средств субсидии в бюджет города.

В соответствии с п.5.3 Соглашения о предоставлении субсидии от 23.12.2022, Получатель обязуется (в том числе):

-обеспечивать выполнение условий, целей и порядка предоставления субсидий, предусмотренных Порядком предоставления субсидий, и соглашением (п.п.5.3.1),

-направлять средства субсидии на финансовое обеспечение расходов, указанных в Приложении №2 к соглашению (п.п.5.3.1.2).

-обеспечивать исполнение требований Главного распорядителя бюджетных средств по возврату средств в бюджет города в случае установления фактов нарушения условий предоставления субсидии (п.п. 5.3.2).

12.3.В ходе анализа выписки с расчётного счёта УМУП «Ульяновскводоканал» №40702810600008341927 в АО Банк «Венец» за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 установлено, что с расчётного счёта осуществлена оплата по Проекту (контракт ООО «СП ВИС-МОС») в общей сумме 24 569,0 тыс.руб. (2022 - 0,0 руб., 2023 - 24 569,0 тыс.руб.), или 14,9% из общей суммы субсидии, представленной в 2022-2023 годах 165 000,0 тыс.руб., 21,4% из суммы субсидии, представленной в 2023 году 115 000, 0 тыс.руб.

Иные документы, подтверждающие оплату (по анализируемому счёту) по видам расходов, предусмотренных рассматриваемыми Соглашениями (Приложение №2) за период с 01.01.2023 по 31.12.2023, проверке не представлены.

 

13.В ходе анализа отчётов, представленных по рассматриваемым соглашениям установлено следующее:

13.1. Подпунктом 5.3.5 п.5.3 Соглашений предусмотрено предоставление предприятием не позднее 30 числа месяца, следующего за отчётным месяцем, в котором была получена субсидия (в том числе) отчёта о расходах, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия, по форме согласно Приложению №5 к соглашению.

Приложением №5 «Форма отчёта о расходах Субсидии на финансовое обеспечение затрат, в том числе в целях формирования (увеличения) уставного фонда», предусмотрено предоставление:

-справки, подтверждающей увеличение уставного фонда УМУП «Ульяновскводоканал» в полном объёме;

-копии зарегистрированного в установленном порядке изменения в Устав УМУП «Ульяновскводоканал» с отметкой УФНС об увеличении уставного фонда;

-промежуточный бухгалтерский баланс УМУП «Ульяновскводоканал».

Приложением №2 к Соглашениям определено, что расходами, на которые направлена субсидия являются расходы на «софинансирование проекта «Капитальный ремонт системы водоотведения муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области», увеличение основных фондов предприятия, снижение затрат на проведение текущего ремонта системы водоотведения».

Фактически в рамках соглашений, Управлением был предусмотрен отчёт (Приложение №5) о достижении цели, а не отчёт о расходах, на финансовое обеспечение которых предоставлялись субсидии.

В связи с тем, что Приложением №5 Соглашений не предусмотрены документы, подтверждающие расходование средств субсидий на финансовое обеспечение затрат, предусмотренных Приложениями №2 к Соглашениям, подтвердить контроль, осуществляемый Управлением за расходованием средств рассматриваемых субсидий, не представляется возможным.

13.2. Установлено, что в письме предприятия от 30.01.2023 (вх. Управления от 31.01.2023) представлена копия Устава УМУП «Ульяновскводоканал» с отметкой УФНС о регистрации устава УМУП «Ульяновскводоканал» в новой редакции в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) - 14.02.2023, то есть, позже даты представления отчёта на 14 календарных дней, что ставит под сомнение достоверность даты предоставления «Отчёта о расходах Субсидии на финансовое обеспечение затрат, в том числе в целях формирования (увеличения) уставного фонда» по Соглашению от 23.12.2022. 

13.3. В соответствии с п.п. 5.3.6 п.5.3 соглашения от 23.12.2022 (на сумму 50 000,0 тыс. руб.) Получатель обязуется обеспечить предоставление Главному распорядителю бюджетных средств не позднее 01.01.2024 отчёта о достижении значений показателей результативности, по форме согласно Приложению №7 к соглашению.

Согласно Приложению №7 к соглашению предусмотрены значения показателей результативности «Увеличение стоимости основных фондов» - 50 000,0 тыс. руб., «Экономия в результате» - 3 750,0 тыс.руб.

Отчёт по сроку (01.02.2024), предусмотренному соглашением от 23.12.2022 (Приложение №7) проверке не представлен.

В соответствии с п.п.5.3.1 п.5.3 рассматриваемых Соглашений Получатель обязуется (в том числе) обеспечивать выполнение условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидий и Соглашением.

 

Пояснения и замечания к акту о результатах проведённого контрольного мероприятия: представлены возражения к акту от 26.03.2025 №1117/1-06 (вх. от 27.03.2025 №246), заключение на возражения от 01.04.2025.

 

Предложения (рекомендации): Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (432000, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д.38/8) и УМУП «Ульяновскводоканал»  (432011, г. Ульяновск, улица Островского, дом 6) следует принять меры по исполнению условий соглашений на предоставление субсидий (от 23.12.2022, от 11.05.2023, от 19.09.2023).

 

 

Инспектор Контрольно-счётной палаты                                    Т.Н.Кузнецова