- наш телефон
(8422) 27-30-93
- наш e-mail
k-sp@bk.ru
|
|
Отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия в администрации города Ульяновска(акт от 09.09.2025 №6)ОТЧЁТ о результатах проведённого контрольного мероприятия Проверка законности и результативности использования в 2024 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных администрации города Ульяновска на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, в рамках реализации муниципальной программы «Гражданское общество и государственная национальная политика в муниципальном образовании «город Ульяновск» (Администрация города Ульяновска, Управление муниципальной политики и общественных проектов администрации города Ульяновска) Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.4 плана работы Контрольно-счётной палаты на 2025 год, утверждённого распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты от 26.12.2024 №53, поручение на проведение контрольного мероприятия от 03.06.2025 №3.
Цель (предмет) контрольного мероприятия: проверка законности и результативности использования в 2024 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных администрации города Ульяновска на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, в рамках реализации муниципальной программы «Гражданское общество и государственная национальная политика в муниципальном образовании «город Ульяновск».
Объект (объекты) контроля: Администрация города Ульяновска, Управление муниципальной политики и общественных проектов администрации города Ульяновска (далее – Администрация, Управление).
Проверяемый период деятельности: с 01.01.2024 по 31.12.2024.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 09.06.2025 по 11.07.2025 (на объекте контроля).
Объём проверенных денежных средств: 3 000,0 тыс. руб.
Общая денежная сумма нарушений – 925,9 тыс.руб. (21 нарушение), в том числе в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), утверждённым постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21.12.2021 №14ПК. - нарушения при формировании и исполнении бюджетов (группа 1) – 925,9 тыс.руб. (21 нарушение); - нарушения ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности (группа 2) – 0,0 тыс. руб. (0 нарушений); - нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью (группа 3) – 0,0 тыс. руб. (0 нарушений); - нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (группа 4) – 0,0 тыс.руб. (0 нарушений); - неэффективное использование бюджетных средств – 0,0 тыс.руб. (0 нарушений); - замечания (недостатки) НПА – 0,0 тыс.руб. (0 нарушений).
Результаты контрольного мероприятия, выявленные нарушения, недостатки: 1. Муниципальная программа «Гражданское общество и государственная национальная политика в муниципальном образовании «город Ульяновск»» утверждена постановлением администрации города Ульяновска от 27.12.2023 №1713 (далее – Программа). В Перечень структурных элементов Программы включён комплекс процессных мероприятий «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в муниципальном образовании «город Ульяновск» и показатели комплекса процессных мероприятий – «количество мероприятий, направленных на решение задач в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений на территории муниципального образования «город Ульяновск», в том числе проведённых социально ориентированными некоммерческими организациями» и «Количество иностранных граждан, охваченных мероприятиями комплекса процессных мероприятий «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в муниципальном образовании «город Ульяновск». Компоненты Программы утверждены распоряжением администрации города Ульяновска от 28.12.2023 №469-р (далее – Распоряжение №469-р). В соответствии с Распоряжением №469-р, в рамках задачи «Создание условий для сохранения и укрепления межнационального мира и согласия в муниципальном образовании «город Ульяновск» предусмотрен комплекс процессных мероприятий «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в муниципальном образовании «город Ульяновск» и показатели комплексов процессных мероприятий (в том числе): количество некоммерческих организаций, получивших финансовую помощь (социально ориентированные некоммерческие организации, реализующие мероприятия в сфере государственной национальной политики); количество иностранных граждан, охваченных мероприятиями комплекса процессных мероприятий «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в муниципальном образовании «город Ульяновск».
2.В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 06.12.2023 № 187 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» Администрации в 2024 году были предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию муниципальной программы «Гражданское общество и государственная национальная политика в муниципальном образовании «город Ульяновск»» по КБК 414 0113 29503 65220 600 в общей сумме 3 000,0 тыс.руб. С учётом изменений, внесённых в вышеуказанное решение, общая сумма по КБК 414 0113 29503 65220 600, предусмотренная Администрации, составила 2 700,0 тыс.руб. Согласно «Отчёту об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503127) расходы на реализацию муниципальной программы «Согласие» за 2024 год составили 2 700,0 тыс.руб.
3.Согласно Сводной бюджетной росписи муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и плановый период 2025,2026 годов, уведомлениям о доведении ассигнований Администрации были предусмотрены бюджетные средства по разделу «01», подразделу «13», целевой статье расходов «2950365220» виду расходов «631» КОСГУ «246» дополнительному классу 9002460 в 2024 году в общей сумме 3 000,0 тыс.руб. Пунктом 53.6.3.1 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утверждённого приказом Минфина России 24.05.2022 №82н установлено, что по элементу вида расходов 631 «Субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий иным некоммерческим организациям на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат. Однако п.1.4 Порядка №188, установлено, что субсидии некоммерческим организациям предоставляются в целях финансового обеспечения части затрат.
4.В соответствии с ч.2 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в 2023 году) в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений утверждён постановлением администрации города Ульяновска от 10.02.2020 №188 (с изменениями от 16.01.2024 №18, далее – Порядок №188, утратил силу с 01.01.2025).
5.Информационным сообщением (размещено 17.01.2024 на сайте ulmeria.ru и на сайте budget.gov.ru) предусмотрены сроки проведения отбора – март 2024. Дата начала приёма заявок – 23.01.2024, дата окончания приёма заявок – 21.02.2024. Требования, перечисленные в Информационном сообщении, не содержат информацию, предусмотренную п.2.33 Порядка №188, в части указания даты, на которую получатель субсидии должен соответствовать требованиям (по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении субсидии).
6.Согласно Журналу учёта заявок и отчётов предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» социально-ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений за 2024 год» (далее – Журнал) в период с 02.02.2024 по 21.02.2024 зарегистрировано 11 заявок (11 проектов). При рассмотрении представленных документов 9 некоммерческих организаций (заявок и документов к ним) установлено следующее: 6.1.Справки по результатам проведённой проверки социально-ориентированных некоммерческих организаций, подавших заявки на участие в конкурсе на предоставление субсидий в 2024 году из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на реализацию проектов в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, содержат информацию о соответствии Общественной организации «Ульяновская областная мордовская национально-культурная автономия» (ИНН 7325018250 КПП 732501001) требованиям, установленным Порядком №188. Согласно п.3 Письма-подтверждения о соответствии получателя субсидии установленным требованиям на участие в конкурсном отборе (Приложение №3, п.п.4 п.2.5 Порядка №188) получатель субсидии на момент подачи заявки подтверждает отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В Журнале заявка Общественной организации «Ульяновская областная мордовская национально-культурная автономия» зарегистрирована 02.02.2024 (13:15). К заявке приложено Письмо-подтверждение о соответствии получателя субсидии установленным требованиям на участие в конкурсном отборе по установленной форме, с подтверждением, в том числе, отсутствия неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В рамках контрольного мероприятия представлена информация по запросам Контрольно-счётной палаты от: -УФНС России по Ульяновской области (письмо исх. от 19.06.2025 №31-03/31801@, вх. от 20.06.2025 №486) о том, что «в отношении Общественной организации «Ульяновская областная мордовская национально-культурная автономия» ИНН7325018250 по состоянию на 02.02.2024 имелась неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». -Общественной организацией «Ульяновская областная мордовская национально-культурная автономия» представлены письма (исх. от 14.07.2025 №5, вх. от 14.07.2025 №554, вх. от 15.07.2025 №559) с приложением «Сведений о наличии (отсутствии) задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС» (КНД1120518) содержащих информацию, что по состоянию на 02.02.2024 организация имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Основания для отклонения заявки получателя субсидии и отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии, в том числе предоставление недостоверной информации, предусмотрены п.2.18 Порядка №188 и п.2.19 Порядка №188 соответственно. Учитывая вышеизложенное, субсидия в сумме 300,0 тыс.руб., представлена Общественной организации «Ульяновская областная мордовская национально-культурная автономия» с нарушением условий предоставления субсидий.
6.2.Справки по результатам проведённой проверки социально-ориентированных некоммерческих организаций, подавших заявки на участие в конкурсе на предоставление субсидий в 2024 году из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на реализацию проектов в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, содержат информацию о соответствии РО «Ассамблея народов России» (ИНН7300027197 КПП730001001) требованиям, установленным Порядком №188. Заявка с приложением документов, была подана Региональным отделением общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» Ульяновской области (далее – РО «Ассамблея народов России») 19.02.2024 (согласно Журналу). Согласно п.2 Письма-подтверждения о соответствии получателя субсидии установленным требованиям на участие в конкурсном отборе (Приложение №3 Порядка №188) получатель субсидии (некоммерческая организация) подтверждает, что организация зарегистрирована в качестве юридического лица не позднее, чем за 1 год до дня окончания приема заявок. В соответствии с п.2.33 Порядка №188 получатель субсидии по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении субсидии, должен соответствовать требованию (в том числе) - получатель субсидии должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица не менее одного года (п.п.5 п.2.33). Согласно информации, представленной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (письмо от 23.07.2025 №73/03-4231/25) «по результатам рассмотрения поступивших документов Управлением было принято решение о государственной регистрации Регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» Ульяновской области; вынесено распоряжение от 30.11.2023 №643-р». Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.07.2025 №9965-25-108616107, полученной из открытых источников на официальном сайте в сети Интернет (https://egrul.nalog.ru) РО «Ассамблея народов России» (ИНН7300027197 КПП730001001) зарегистрировано - 05.12.2023 (создание юридического лица, ОГРН 1237300013610). Таким образом, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планировалось принятие решения о предоставлении субсидии (01.03.2024) и на день окончания приема заявок (21.02.2024) РО «Ассамблея народов России» было зарегистрировано в качестве юридического лица менее одного года. РО «Ассамблея народов России» была представлена недостоверная информация в «Письме-подтверждении о соответствии получателя субсидии установленным требованиям на участие в конкурсном отборе» (Приложение №3 к Порядку №188) в части информации о том, что организация зарегистрирована в качестве юридического лица не позднее, чем за 1 год до дня окончания приема заявок. Основания для отклонения заявки получателя субсидии и отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии, в том числе предоставление недостоверной информации, предусмотрены п.2.18 Порядка №188 и п.2.19 Порядка №188 соответственно. С учётом вышеизложенного, субсидия в сумме 300,0 тыс.руб., представлена РО «Ассамблея народов России», с нарушением условий предоставления субсидий. 6.3.По информации, представленной Администрацией информационное сообщение о результатах рассмотрения заявок было размещено 16.04.2024 на сайте ulmeria.ru, 17.04.2024 на сайте budget.gov.ru. В нарушение п.п. «4» п.2.31 Порядка №188 размещённое информационное сообщение не содержало информацию об участниках отбора, заявки которых были отклонены (заявка Общественной организации «Ульяновская областная чувашская национально-культурная автономия» с проектом «День чувашского языка и культуры «Чун усси»), с указанием причин их отклонения, в том числе положений информационного сообщения, которым не соответствуют такие заявки.
7.Распоряжением Администрации от 18.03.2024 №75-р утверждён состав комиссии по рассмотрению заявок на предоставление субсидий из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» социально-ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений (далее – Комиссия). Согласно протоколу заседания Комиссии от 20.03.2024 №1: -определены получатели субсидий, прошедших конкурсный отбор (9 некоммерческих организаций, 10 проектов) и объём субсидий из бюджета муниципального образования «город Ульяновск»; -рекомендовано Администрации – «предоставить субсидии прошедшим конкурсный отбор социально-ориентированных некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, указанных в пункте 4.2» (9 некоммерческих организаций, 10 проектов).
8.При рассмотрении протокола Комиссии и заявок (документов) получателей субсидий установлено следующие: 8.1.В протоколе от 20.03.2024 №1 содержится информация о рассмотрении заявки Общественной организации «Ульяновская областная чувашская национально-культурная автономия» с проектом «День чувашского языка и культуры «Чун усси» (согласно рейтингу заявок набрал 17 баллов), при этом информация о причинах невключения Комиссией Проекта в список получателей субсидий отсутствует. Порядком не определено весовое значение критериев в общей оценке и минимальный проходной балл, который необходимо набрать по результатам оценки заявки. Пунктом 2.30 Порядка №188 предусмотрено, что количество получателей субсидий, прошедших отбор, должно быть не более 12, в связи с чем не представляется возможным определить причины отказа в предоставлении субсидии ОО «УОЧНКА», с рейтинговым номером 11. 8.2.В соответствии с п.2.21 Порядка №188 Управление письменно уведомляет получателя субсидии об отказе получателю субсидии в предоставлении субсидии в течение 15 рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. В уведомлении должны быть указаны основания принятия решения об отказе получателю субсидий в предоставлении субсидий согласно настоящему Порядку. Основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии предусмотрены п.2.19 Порядка №188. В соответствии с п.2.30 Порядка №188 решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывают все члены Комиссии, присутствовавшие на заседании Комиссии. Протокол Комиссии направляется в администрацию для принятия решения о предоставлении субсидий или об отказе в предоставлении субсидий. Письменное уведомление об отказе получателю субсидии в предоставлении субсидии и решение об отказе получателю субсидий в предоставлении субсидий на реализацию проекта «День чувашского языка и культуры «Чун усси» (ОО «УОЧНКА») проверке не представлены. Таким образом, действия Управления по ненаправлению письменного уведомления ОО «УОЧНКА» об отказе в предоставлении субсидии (с указанием причин отказа) и действия Администрации по непринятию решения об отказе в предоставлении субсидии нарушают требования п.2.21, 2.30 Порядка №188. 8.3.При анализе сумм субсидий, предоставленных некоммерческим организациям в 2024 году установлено, что при расчёте сумм субсидий в 2024 году было применено значение общего запрашиваемого размера субсидий некоммерческих организаций, прошедших конкурсный отбор (3 000 000,0 руб. (Приложение №2 к заявкам)), тогда как, показатель SUM Зi предусматривает суммарные затраты некоммерческих организаций, прошедших конкурсный отбор (3 365 600,0 руб. (Приложение №2 к заявкам)). Учитывая вышеизложенное, размер субсидий, предполагаемых для представления каждой организации, рассчитан Администрацией с нарушением п.2.32 Порядка №188, что повлекло избыточные расходы бюджета в общей сумме 325 885,40 руб. и предоставление субсидий с нарушением условий и порядка предоставления субсидий (п.2.32 Порядка №188).
9.Распоряжением Администрации от 11.04.2024 №113-р предусмотрено предоставление субсидий из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» 9 социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим 10 Проектов в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, прошедшим конкурсный отбор по 300,0 тыс.руб. на каждый Проект. Проверке представлены 10 договоров, заключенных в 2024 году Администрацией (подписаны Главой города Ульяновска) с социально ориентированными некоммерческими организациями на реализацию проектов в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений на общую сумму 3 000,0 тыс.руб.
Пунктом 5.1 договоров на предоставление субсидий установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст.15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. В соответствии с п.2 ст.15.15.5 КоАП нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
10.Типовая форма соглашения (договора) о предоставлении из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателем, а также физическим лицам, утверждена распоряжением Финансового управления от 30.12.2022 №64 (далее – Типовая форма). -отсутствия в договорах информации, предусмотренной в р.3 Типовой формы «Условия и порядок предоставления Субсидии», в части раскрытия затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия (Приложение №1 к Типовой форме). -несоответствия формы (информации) Приложений №1 к договорам «Календарный план мероприятий (этапов) проекта» форме, предусмотренной Приложение №5 к Типовой форме «План мероприятий по достижению результатов предоставления Субсидии (контрольные точки)». -несоответствия формы (информации) Приложений №2 к договорам «Смета расходов на проведение мероприятий» форме, предусмотренной Приложением №1 к Типовой форме «Перечень затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия». -несоответствия формы (информации) Приложений №3 к договорам «Значения результатов и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии» форме, предусмотренной Приложение №4 к Типовой форме «План мероприятий по достижению результатов предоставления Субсидии (контрольные точки). -отсутствия Приложений к договорам, предусмотренных Приложением №8 к Типовой форме «Отчёт о реализации плана мероприятий по достижению результатов предоставления Субсидии (контрольных точек)». Кроме того, пункт 1.1 Типовой формы предусматривает, что цель предоставления Субсидии указывается в соответствии с Порядком предоставления субсидий. Порядком №188 определено, что субсидии предоставляются некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения части затрат указанных организаций, связанных с реализацией проектов в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений на территории муниципального образования «город Ульяновск» (п.1.4). В представленных проверке договорах, заключенных в 2024 году Администрацией с социально ориентированными некоммерческими организациями на реализацию проектов в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, содержится информация, что целью предоставления субсидий является «реализация проектов», что не соответствует п.1.4 Порядка №188.
11.Порядок №188 не содержит информации о сроках и порядке проведения проверки предоставленных получателями субсидий отчётов, в этой связи, не представляется возможным подтвердить рассмотрение и анализ отчётов и документов, представленных получателями субсидий в 2024 году в Управление, в том числе, в целях реализации Управлением (Администрацией) п.4.4. Порядка №188. При рассмотрении договоров, отчётов о реализации Проектов и документов, представленных с отчётами установлено следующее: 11.1.Согласно п.2.38 Порядка №188 за счет предоставленных субсидий получатели субсидий осуществляют расходы, непосредственно связанные с реализацией проектов в соответствии с календарным планом. В составе документов к Отчётам, отдельными некоммерческими организациями представлены договоры, заключенные (с индивидуальными предпринимателями, самозанятыми и т.п.) на оказание бухгалтерских услуг (в рамках Проектов). В соответствии с ч.1 ст.6, п.п.2 ч.4 ст.6, ч.3 ст.7 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет. Таким образом, ведение бухгалтерского учёта в некоммерческой организации является обязанностью экономического субъекта и осуществляется им в рамках финансово-хозяйственной деятельности организации. Учитывая вышеизложенное, финансирование за счёт средств субсидий бухгалтерских услуг в рамках реализации проектов, дополнительно к обязанности ведения бухгалтерского учёта в рамках действующего законодательства РФ, необоснованно. Сумма необоснованных расходов субсидий в 2024 году составила 61,0 тыс.руб. (3 некоммерческие организации (Ульяновское региональное отделение общероссийского общественного движения «Молодёжная Ассамблея народов «Мы-Россияне», Общественная организация «Ульяновская областная мордовская национально-культурная автономия», РО «Ассамблея народов России»). 11.2.В рамках реализации Проектов некоммерческими организациями (получателями субсидий) осуществлялось приобретение основных средств и материальных запасов (телевизор, ноутбуки и т.п.). (см. Приложение №2 к акту). Согласно п.2.38 Порядка №188 за счет предоставленных субсидий получатели субсидий осуществляют расходы, непосредственно связанные с реализацией проектов. Направления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия в Порядке №188 не определены. В связи с ограниченным сроком реализации Проектов (день, месяц и т.п.) закупка основных средств влечёт их дальнейшее использование не в рамках Проектов (в финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций), тогда как, цель предоставления субсидий – «финансовое обеспечение части затрат указанных организаций, связанных с реализацией проектов в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений на территории муниципального образования «город Ульяновск». Определить необходимость приобретения основных средств (ноутбуков, телевизора и т.п.) при возможности, в том числе, аренды (проката и т.п.) и их использование только в рамках реализации проекта не представляется возможным. 11.3. Проект «Чувашский фольклорный фестиваль «Кер сари»». Согласно п.1.1 Договора о предоставлении субсидии от 17.05.2024 №4/2024 цель предоставления субсидий Общественной организации «Ульяновская областная чувашская национально-культурная автономия» (далее – ОО «УОЧНКА») реализация проекта «Чувашский фольклорный фестиваль «Кер сари»». Согласно Проекту: «планируется дальнейшее использование коллекции кукол в народных костюмах при проведении национальных мероприятий – чувашского обрядового праздника «Кер сари», детского фестиваля-конкурса «Чаваш ачи, сассуна пар», выставок народно-прикладного искусства и др.». В рамках реализации Проекта приобретена коллекция «Куклы в народных костюмах» на общую сумму 30 ,0 тыс.руб. (5 кукол стоимостью 6,0 тыс.руб. каждая) и передана безвозмездно (подарена) 19.10.2024, то есть, в день её поставки по акту безвозмездной передачи материальных ценностей №1 от 19.10.2024 «Центру чувашской культуры Заволжского района г.Ульяновска». Безвозмездная передача материальных ценностей (коллекции «Куклы в народных костюмах» на общую сумму 30,0 тыс. руб.), приобретённых за счёт средств субсидии, другим лицам (приобретение в пользу третьих лиц) делает невозможным их дальнейшее использование организацией (дальнейшее развитие согласно Проекту). Пунктом 4.3 Порядка №188 установлено, что получатель субсидии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Ульяновска за достоверность данных, представляемых в Администрацию, а также за использование средств субсидии по целевому назначению. 11.4.Проект «Фестиваль традиционной казачьей культуры «Станица»». В рамках проведения Контрольно-счётной палатой контрольного мероприятия по проверке средств субсидии, представленных Администрацией социально-ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в 2023 году (акт от 03.03.2025 №2) были представлены отчёты (с документами) Ульяновской региональной общественной организацией по сохранению традиций русского народа «Троицкая Община Симбирской Земли» по реализации проекта «Фестиваль традиционной казачьей культуры «Станица»». В составе документов, приложенных к Отчётам, представленным вышеуказанной организацией по результатам реализации проекта «Фестиваль традиционной казачьей культуры «Станица» за 2023 год и за 2024 год содержится список участников (в количестве 125 человек), утверждённый председателем Ульяновской региональной общественной организацией по сохранению традиций русского народа «Троицкая Община Симбирской Земли», содержащий фамилии, имена, отчества и даты рождения участников. При этом, и список участников за 2023 год и список участников за 2024 год содержат одни и те же фамилии, имена и отчества, однако, дата рождения, указанная в соответствующей строке, отличается в списках 2023 и 2024 годах, в связи с чем подтвердить достоверность информации, представленной в 2024 году (а также в 2023 году) Ульяновской региональной общественной организацией по сохранению традиций русского народа «Троицкая Община Симбирской Земли» в Отчёте о реализации проекта и достижение результатов (показателей) Проекта не представляется возможным. Согласно Приложению №3 к договору на предоставление субсидий от 14.05.2024 №9/2024 предусмотрены показатели (в том числе) и их значения «Число бесплатных открытых уроков на территории конного клуба «Станица» - 8» и «Количество участников открытых уроков – 125 чел.». Пунктом 4.3 Порядка №188 установлено, что получатель субсидии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Ульяновска за достоверность данных, представляемых в Администрацию, а также за использование средств субсидии по целевому назначению. 11.5.Проект «Семинар-практикум по изучению культуры и русского языка как иностранного для мигрантов из Таджикистана «Я живу в России». 11.5.1.Разработанный проект был представлен к заявке Ульяновской региональной таджикской общественной организацией «Азия» - 20.02.2024 (регистрация в Журнале). В проекте, приложенном к заявке на участие в конкурсе указано, что территория, на которой будет реализовываться проект – г.Ульяновск, ул.Урицкого, д.4/2. Согласно пояснению Демочкиной А.Г. (доверенность на представительство организации во всех муниципальных органах от 08.02.2024 (№73/147-н/73-2024-1-856) сроком на три года), по договору с ИП Пышкиным А.В. (от 22.05.2024 №1 на организацию и проведение обучающего семинара-практикума для семей мигрантов из Таджикистана «Я живу в России» общей стоимостью 136,6 тыс.руб.) были оказаны услуги (в том числе) по разработке проекта, подбору проектной команды, поиску и подготовке помещений, СММ сопровождению проекта. Документы, подтверждающие указанные действия проверке не представлены. Договор на субаренду помещений по адресу: г.Ульяновск, ул.Урицкого, д.4/2 был заключен 18.05.2024, то есть, поиск помещений был уже сделан до заключения договора с ИП Пышкиным А.В. 22.05.2024. В соответствии с выпиской из ЕГРИП, полученной из открытых источников в сети «Интернет», основной вид деятельности у ИП Пышкина А.В. - 93.2 «Деятельность в области отдыха и развлечений». Учитывая вышеизложенное, специфику проекта «Семинар-практикум по изучению культуры и русского языка как иностранного для мигрантов из Таджикистана «Я живу в России» и отсутствие подтверждающих документов, не представляется возможным установить непосредственную связь с реализацией проекта (п.2.38 Порядка №188) услуг, оказанных по договору с ИП Пышкиным А.В. 11.5.2.Согласно договору от 18.05.2024 №01/05/2024, заключенному с УРОО «ЦСКА и ИИГ» были арендованы помещения общей площадью 40,78 кв.м. по адресу г.Ульяновск, ул.Урицкого, 4/2 сроком на два месяца (с 19.05.2024 по 19.07.2024, сумма договора 50,0 тыс.руб.), при этом семинар-практикум проводился три дня – 17,18,19 июля 2024. Согласно пояснению Демочкиной А.Г. «с целью разработки и реализации проекта, руководителем которого я являлась, мною была собрана проектная команда специалистов, которые на протяжении всего срока аренды имели возможность работать в оборудованном проектном офисе и проводить совещания по подготовке проекта. Фото или видео фиксации рабочих процессов не велось из-за отсутствия необходимости». Следует отметить, что п.2.38 Порядка №188 предусмотрено, что за счет предоставленных субсидий получатели субсидий осуществляют расходы, непосредственно связанные с реализацией проектов в соответствии с календарным планом. Информация об обеспечении за счёт средств субсидий расходов организаций по разработке проектов в п.2.38 Порядка №188 отсутствует. 11.5.3.В соответствии с п.п.4 п.2.8 Порядка №188 проект получателя субсидий должен быть направлен на решение задач (в том числе) по направлению – обеспечение условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории муниципального образования «город Ульяновск» и их интеграции в общество. Согласно Проекту - целевая аудитория проекта «мигранты из Таджикистана, проживающие в городе Ульяновске». Понятие «мигрант» в Российском законодательстве не определено и в Порядке №188 не раскрыто, при этом, при оценке Проекта на Комиссии (оценочные листы) члены Комиссии (9 человек, 9 баллов) установили, что проект полностью соответствует направлению, указанному в Проекте (п.п.4 п.2.8 Порядка №188). В соответствии с Приложением №3 к договору от 14.05.2024 №7/2024 на предоставление субсидий установлен показатель результативности «Количество мигрантов, прошедших обучение – 45 человек». Согласно отчёту о достижении результатов, достигнутое значение – 87 человек. Согласно отчёту о реализации проекта (документам к отчёту) мероприятие проводилось три дня 17,18,19 июля 2024. Была предусмотрена регистрация участников семинара-практикума и выдача сертификатов (информация размещена на странице организации «В Контакте» и на странице Центра адаптации и интеграции иностранных граждан «В Контакте). В комплекте документов к Отчёту о реализации Проекта копии заявок и сертификатов, полученных участниками семинара-практикума, в количестве, указанном организацией в списках (87 человек), отсутствуют. В составе документов к Отчёту представлены списки (фамилия и инициалы, частично фамилия, имя, отчество и год рождения) из 46 человек (далее – Список №1) и 41 человека (далее – Список №2), участников семинара-практикума по изучению культуры и русского языка как иностранного для мигрантов из Таджикистана. Следует отметить, что Список №2 не содержит полных данных участников. Информация по 5 лицам (фамилия, имя, отчество, год рождения) указана в списке дважды, то есть, список фактически содержит данные 36 лиц. По данным Управления по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области (письмо исх. от 23.07.2025 №21/12041) часть лиц, указанных в Списке №1 (19 человек из 46), на момент проведения семинара имела Российское гражданство и соответственно, не являлась иностранными гражданами. Учитывая отсутствие полных данных в Списке №2 установить, являлись ли лица, участвовавшие в семинаре, иностранными гражданами, не представляется возможным. В соответствии с п.п.9.8 п.9 Методических рекомендаций для органов государственной для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по повышению эффективности реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории Российской Федерации, утверждённых приказом Федерального агентства по делам национальностей от 29.12.2022 №199 с целью повышения эффективности реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации (с учётом п.п.10.3 - органам местного самоуправления) мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации рекомендуется принять во внимание, что социальная и культурная адаптация иностранных граждан направлена исключительно на иностранных граждан. Учитывая всё вышеизложенное (отсутствие подтверждающих документов), не представляется возможным подтвердить, что: -проект «Семинар-практикум по изучению культуры и русского языка как иностранного для мигрантов из Таджикистана «Я живу в России» был реализован в соответствии с предусмотренным п.п.4 п.2.8 Порядка №188 направлением - обеспечение условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории муниципального образования «город Ульяновск» и их интеграции в общество -был достигнут показатель Проекта «количество мигрантов, прошедших обучение» (Приложение №3 к договору от 14.05.2024 №7/2024). В соответствии с п.3.1 Порядка №188 получатели субсидий предоставляют в Управление письменные отчеты о реализации проекта и о расходовании предоставленных им субсидий на мероприятия, предусмотренные проектом, с приложением документов, подтверждающих выполнение указанных мероприятий. Пунктом 4.3 Порядка №188 установлено, что получатель субсидии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Ульяновска за достоверность данных, представляемых в Администрацию, а также за использование средств субсидии по целевому назначению. 11.6.В 2024 году некоммерческими организациями в рамках представленных субсидий на реализацию Проектов пополнялась материально-техническая база некоммерческих организаций - приобреталась техника (ноутбуки, телевизор и т.п.), были оплачены услуги руководителей проектов (Общественная организация «Ульяновская областная мордовская национально-культурная автономия», РО «Ассамблея народов России»), услуги ведущих проектов, администраторов, звукорежиссеров и т.п. (Общественная организация «Ульяновская областная мордовская национально-культурная автономия», РО «Ассамблея народов России», Ульяновская региональная таджикская общественная организация «Азия»). Таким образом, в 2024 году часть проектов прошла отбор и организациям была предоставлена субсидия при отсутствии оценки наличия у организаций необходимых ресурсов (наличие оборудования, помещений, кадрового состава и т.п.) для реализации Проектов и достижения результатов предоставления субсидий.
12.В соответствии с п.4.4 Порядка №188 администрация города Ульяновска проводит мониторинг достижения результатов предоставления субсидии, исходя из достижения значений результатов предоставления субсидии, определённых Договором, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольная точка), в порядке и по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации. Документы, подтверждающие проведение Администрацией мониторинга достижения результатов предоставления субсидии (представленных в 2024 году в рамках проверяемых вопросов) проверке не представлены, в связи с чем подтвердить исполнение Администрацией требования п.4.4 Порядка №188 не представляется возможным. Проверке представлен «Отчёт о проведении оценки эффективности (результативности), предоставления субсидии из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений за 2024 год», подписанный начальником Управления, в соответствии с которым всеми получателями субсидий показатели достигнуты и дана оценка эффективности (результативности) использования субсидий как эффективная. Не представляется возможным определить на основании каких показателей (критериев) Управлением осуществлялась оценка эффективности (результативности) использования субсидий.
13.В соответствии с п.п.10 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ Главный распорядитель бюджетных средств обладает полномочиями по обеспечению соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. В ходе проведения контрольных мероприятий за 2023 и 2024 годов были выявлены нарушения законодательства при предоставлении субсидий некоммерческим организациям и предоставлении отчётной документации по реализации проектов получателями субсидий. Следует отметить, что выявленные в ходе настоящего контрольного мероприятия нарушения (отдельных условий предоставления субсидий) могли быть установлены в случае исполнения Администрацией абз.1 п.4.4. Порядка №188 при проверке (анализе) документов, представленных некоммерческими организациями к заявкам и отчётам, не требующей дополнительной информации (направление запросов Администрацией). Установленные неоднократно нарушения при предоставлении субсидий, могут свидетельствовать об отсутствии контроля Администрацией за использованием средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск».
Пояснения и замечания к акту о результатах проведённого контрольного мероприятия: отсутствуют.
Предложения (рекомендации): Администрации, Управлению (432000, г.Ульяновск, ул.Кузнецова, д.7) следует: 1.Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения. 2.Принять меры по устранению выявленных нарушений, указанных в представлении от 14.10.2025 №7. Инспектор Контрольно-счётной палаты С.Н.Харитонова |