Отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия в администрации города Ульяновска(акт от 03.03.2025 №2)


ОТЧЁТ

о результатах проведённого контрольного мероприятия

Проверка законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в 2023 году, выделенных на реализацию муниципальной программы «Согласие» (Администрация города Ульяновска, Управление муниципальной политики и общественных проектов администрации города Ульяновска) 




Основание для проведения контрольного мероприятия: 1.11 Плана работы Контрольно-счётной палаты на 2024 год, утверждённого распоряжением ПредседателяКонтрольно-счётной палаты от 27.12.2023 №48, поручение на проведение контрольного мероприятия от 24.12.2024 №11.

 

Цель (предмет) контрольного мероприятия: проверка законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в 2023 году, выделенных на реализацию муниципальной программы «Согласие» (Администрация города Ульяновска, Управление муниципальной политики и общественных проектов администрации города Ульяновска).

 

Объект (объекты) контроля: Администрация города Ульяновска, Управление муниципальной политики и общественных проектов администрации города Ульяновска (далее – Администрация, Управление).

 

Проверяемый период деятельности: с 01.01.2023 по 31.12.2023.

 

Срок проведения контрольного мероприятия: с 27.12.2024 по 30.01.2025.

 

Объём проверенных денежных средств: 2 100,0 тыс. руб.

 

Общая денежная сумма нарушений – 1 220,4 тыс.руб. (31 нарушения), в том числе в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), утверждённым постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21.12.2021 №14ПК.

-  нарушения при формировании и исполнении бюджетов (группа 1) – 1 220,4 тыс.руб. (29 нарушений);

- нарушения ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности (группа 2) – 0,0 тыс. руб. (0 нарушений);

- нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью (группа 3) – 0,0 тыс. руб. (0 нарушений);
- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (группа 4) – 0,0 тыс.руб. (0 нарушений);

-  неэффективное использование бюджетных средств – 0,0 тыс.руб. (0 нарушений);

- замечания (недостатки) НПА – 0,0 тыс.руб. (2 нарушения).

 

Результаты контрольного мероприятия, выявленные нарушения, недостатки:

1.Муниципальная программа «Согласие» утверждена постановлением Администрации города Ульяновска от 09.09.2014 №4494 (далее – Программа).

В 2023 году Программой предусмотрена реализация 6 основных мероприятий, содержащих 6 мероприятий.

В рамках контрольного мероприятия рассмотрены: основное мероприятие 4 Программы «Совершенствование муниципального управления в сфере межнациональной политики. Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» с институтами гражданского общества» (Субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений (4.1)) и основное мероприятие 6 Программы «Диагностика этноконтактной и межконфессиональной ситуации на территории муниципального образования «город Ульяновск» (Организация проведения социологических исследований по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании «город Ульяновск» (6.1).

 

2. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 07.12.2022 № 144 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее – решение УГД от 07.12.2022 № 144) Администрации в 2023 году были предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию муниципальной программы «Согласие» по главе 414 разделу 0113 в общей сумме 2 276,9 тыс.руб. С учётом изменений в решение УГД от 07.12.2022 № 144 общая сумма составила 2 100,0 тыс.руб.

Согласно «Отчёту об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503127) расходы на реализацию муниципальной программы «Согласие» за 2023 год составили 2 019,8 тыс.руб.

 

3.В рамках основного мероприятия 4 Программы «Совершенствование муниципального управления в сфере межнациональной политики. Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» с институтами гражданского общества» Управлением в 2023 году было реализовано мероприятие 4.1 «Субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений» с общей суммой исполнения 1 928,3 тыс.руб.

3.1.В соответствии с ч.2 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в 2023 году) в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 №1492 (далее – Общие требования №1492).

Порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений утверждён постановлением администрации города Ульяновска от 10.02.2020 №188 (далее – Порядок №188).

При сопоставлении Порядка №188 с Общими требованиями №1492 установлено, что информация о достигнутых или планируемых результатах предоставления субсидии в Порядке №188 не соответствует требованиям п.п. «м» п.5 Общих требований №1492.

3.2.Информационное сообщение о проведении отбора некоммерческих организаций для предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Информационное сообщение) было размещено 11.01.2023 на сайте ulmeria.ru и на сайте budget.gov.ru, сроки проведения отбора – с 17.01.2023 по 16.02.2023.

Следует отметить, что требования, перечисленные в Информационном сообщении, не содержат информацию, предусмотренную п.2.33 Порядка №188, в части указания даты, на которую получатель субсидии должен соответствовать требованиям (по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении субсидии).

3.3.Приложением 1 к Порядку №188 предусмотрено предоставление к Заявке справки налогового органа об исполнении  некоммерческой   организацией обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов,   подлежащих   уплате   в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, полученная не ранее даты  начала приёма заявок (п.п.8).

В комплектах документов, представленных к Заявкам 2 некоммерческих организаций справки налогового органа об исполнении  некоммерческой   организацией обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов,   подлежащих   уплате   в   соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренные приказом Федеральной налоговой службы от 23.11.2022 №ЕД-7-8/1123@ отсутствуют, а именно:

-Общественной организацией «Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия» представлено письмо УФНС по Ульяновской области от 16.02.2023 №09-22/10071@ с указанием на отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

-Ульяновской городской общественной организацией «Попечительский Совет муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры и искусства» представлена «Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей» (форма по КНД 1160080).

3.4.В соответствии с пояснениями Администрации от 30.01.2025 №73-ИОМСУ-27.06/1538, проверку соответствия получателей субсидии требованиям, установленным п.2.33 Порядка №188, а также соответствие заявок, сроков их предоставления и комплектности требованиям, установленным п.2.5 и 2.7 Порядка №188 в 2023 году осуществлял отдел по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений Управления.

В ходе анализа представленных документов (заявок и документов к ним) установлено следующее:

В комплекте документов к заявке, поданной Ульяновской городской общественной организацией «Попечительский Совет муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры и искусства» (зарегистрирована в Журнале 16.02.2023) представлена «Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей» (форма по КНД 1160080), утверждённая приказом Федеральной налоговой службы от 28.12.2016 №ММВ-7-17/722@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме» по состоянию на 01.02.2023.

Вышеуказанная форма справки отменена с 01.10.2022 приказом Федеральной налоговой службы от 06.08.2021 №ЕД-7-19/728@ «Об утверждении формы справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка ее заполнения и формата представления в электронной форме», в связи с чем, Контрольно-счётной палатой направлен запрос в УФНС России по Ульяновской области и получен ответ (письмо УФНС России по Ульяновской области от 23.01.2025№09-03/03765@) о том, что «По данным информационных ресурсов налоговых органов запрос на формирование справки о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.02.2023 от УГОО «Попечительский совет МУК и ДО в сфере культуры и искусства (ИНН 7325995961) не поступал».

Пунктом 2.18 Порядка №188 предусмотрено, что основанием для отклонения заявки получателя субсидии от участия в отборе является, в том числе, несоответствие представленной получателем субсидии заявки и документов требованиям, определенным пунктами 2.5, 2.7, 2.9-2.11 раздела 2, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов.

Таким образом, в нарушение п.2.18 Порядка №188 заявка «Попечительского Совета муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры и искусства» не была отклонена Управлением, в связи с чем были нарушены условия предоставления субсидий и предоставлена субсидия в сумме 190 732,0 руб.

3.5.Заявка Общественной организацией «Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия» зарегистрирована в Журнале регистрации 15.02.2023 (14:20).

Информационным сообщением предусмотрены сроки проведения отбора – с 17.01.2023 по 16.02.2023.

В комплекте документов к заявке, поданной Общественной организацией «Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия» представлено письмо УФНС по Ульяновской области от 16.02.2023 №09-22/10071@ с указанием на отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

Согласно информации, представленной письмами УФНС России по Ульяновской области (от 27.02.2025 №09-03/11030@, от 28.02.2025 №09-03/11463@) «в ответ на письменное обращение Общественной организации «Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия» от 16.02.2023 Управлением в адрес налогоплательщика 17.02.2023 направлено письмо №09-22/10071@ с информацией об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов и размером сальдо ЕНС по состоянию 17.02.2023. Соответственно, представленный вами скан-образ письма №09-22/10071@ от 16.02.2023 с информацией по состоянию на 16.02.2023 является недействительным».

Таким образом, на момент подачи Заявки документ (справка налогового органа об исполнении  некоммерческой   организацией обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов,   подлежащих   уплате   в   соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, полученная не ранее даты  начала приёма заявок) в комплекте документов отсутствовал.

Пунктом 2.18 Порядка №188 предусмотрено, что основанием для отклонения заявки получателя субсидии от участия в отборе является, в том числе, несоответствие представленной получателем субсидии заявки и документов требованиям, определенным пунктами 2.5, 2.7, 2.9-2.11 раздела 2, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов.

Таким образом, в нарушение п.2.18 Порядка №188 заявка Общественной организацией «Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия» не была отклонена Управлением, в связи с чем были нарушены условия предоставления субсидий и предоставлена субсидия в сумме 229 797,0 руб.

3.6.Распоряжением Администрации от 06.03.2023 №48-р утверждён состава комиссии по рассмотрению заявок на предоставление субсидий из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» социально-ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений (далее – Комиссия), в составе 12 человек.

Согласно протоколу заседания Комиссии от 14.03.2023 №1 (на заседании Комиссии присутствовало 11 человек) допущены к участию в конкурсном отборе 9 получателей субсидий. Определены итоговые суммы баллов по результатам значений, выставленных членами Комиссии. Сформирован рейтинг заявок, определены получатели субсидий, прошедших конкурсный отбор (9 организаций) и объём субсидий из бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

3.7.В соответствии с п.п. «д» п.5 Общих требований №1492 при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из результатов предоставления субсидии), и источника ее получения.

В соответствии с п.2.32 Порядка №188 расчёт субсидий осуществляется по формуле (Si = S x (Зi / SUM Зi), с применением показателя «SUM Зi - суммарные затраты некоммерческих организаций, прошедших конкурсный отбор».

В форме, предусмотренной Приложением №2 к Порядку №188 (форма Проекта) некоммерческие организации указывают (в том числе): общую сумму планируемых расходов на реализацию проекта, запрашиваемый размер субсидии, предполагаемую сумму софинансирования проекта за счёт внебюджетных источников.

При анализе сумм субсидий, предоставленных некоммерческим организациям в 2023 году установлено, что при расчёте сумм субсидий в 2023 году было применено значение общего запрашиваемого размера субсидий некоммерческих организаций, прошедших конкурсный отбор (2 611 100,0 руб. (Приложение №2 к заявкам)), тогда как, показатель SUM Зi предусматривает суммарные затраты некоммерческих организаций, прошедших конкурсный отбор (2 926 000,0 руб.(Приложение №2 к заявкам)).

Кроме того, установлены отклонения сумм в расчёте субсидий по формуле п.2.32 Порядка №188 (с учётом применённых сумм при расчёте (расчёт субсидии к Протоколу)).

Учитывая вышеизложенное, размер субсидий, предполагаемых для представления каждой организации, рассчитан Администрацией с нарушением п.2.32 Порядка №188, что повлекло расходование средств бюджета в общей сумме 215 311,01 руб. и предоставление субсидий с нарушением условий и порядка предоставления субсидий (п.2.32 Порядка №188).

3.8.Согласно п.2.1 Порядка №188 субсидии носят целевой характер и предоставляются получателям субсидий по итогам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с Порядком. Отбор организуется Администрацией. Прием заявок осуществляет Управление муниципальной политики и общественных проектов администрации города Ульяновска.

В соответствии с п.4 Общих требований №1492 конкурс проводится при определении получателя субсидии исходя из наилучших условий достижения результатов, в целях достижения которых предоставляется субсидия.

Процедура распределения субсидий между победителями конкурсного отбора, с учётом рейтинга заявок (занятых мест), Порядком №188 не определена.

Учитывая формулу расчёта, предусмотренную в п.2.32 Порядка №188 и рейтинг заявок, сумма субсидии распределялась в 2023 году без учёта набранных баллов и занятых участниками отбора мест.

Информация о проектах, рассмотренных на Комиссии, количестве набранных баллов по итогам голосования членов Комиссии и суммах субсидий представлена в Таблице.

Наименование НКО

Наименование Проекта

Направленность Проекта

Количество баллов (итоги отбора)

Сумма субсидий, руб.

 

 

Ульяновская региональная общественная организация по сохранению традиций русского народа «Троицкая Община Симбирской Земли»

«Фестиваль традиционной казачьей культуры «Станица»»

Сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования «город Ульяновск»

28

191 498,00

 

Ульяновская городская общественная организация «Попечительский Совет муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры и искусства

«Театр, Музыка и Дети»

Сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования «город Ульяновск»

25

190 732,00

 

Религиозная организация «Спасский женский монастырь Симбирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

«Хранитель традиций - Спасский женский монастырь в Симбирске (Ульяновске)»

Развитие межнационального сотрудничества, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений

28

229 797,00

 

Общественная организация «Ульяновская областная чувашская национально-культурная автономия»

«Неделя чувашской культуры, посвященная 175-летию со дня рождения И.Я. Яковлева»

Укрепление гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений на территории муниципального образования «город Ульяновск».

30

245 116,00

 

Ульяновская городская общественная организация «Еврейский молодёжный клуб «Мишпаха Гдола»»

Межнациональный детский лагерь дневного пребывания «Единство наций»

Укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

26

223 669,00

 

Общественная организация «Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия»

Открытый городской межнациональный турнир по спортивной борьбе «Курэш», посвящённый памяти Героя Российской Федерации Хабибуллина Ряфагата Махмутовича

Развитие межнационального сотрудничества, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений.

27

229 797,00

 

Ульяновская региональная узбекская общественная организация «Восток»

«Центр адаптации мигрантов»

Обеспечение условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории муниципального образования «город Ульяновск» и их интеграции в общество.

27

229 797,00

 

Ульяновское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России»

«Сказание о земле Симбирской»

- Укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

- развитие межнационального сотрудничества, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;

- сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования «город Ульяновск»

28

229 797,00

 

Общественная организация «Ульяновская областная мордовская национально-культурная автономия»

VII Городской фестиваль-конкурс мордовского творчества детей и молодежи «Сиянь Баягинеть»

VII Городской фестиваль-конкурс мордовского творчества детей и молодежи «Сиянь Баягинеть» («Серебряные колокольчики»)

27

229 797,00

 

Итого

х

х

х

2 000 000,0

 

 

3.9. Проверке представлены 9 договоров, заключенных в 2023 году Администрацией с социально ориентированными некоммерческими организациями на реализацию проектов в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений на общую сумму 2 000,0 тыс.руб.

Пунктом 5.1 договоров на предоставление субсидий установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с п.2 ст.15.15.5 КоАП нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

В рамках реализации проектов, были осуществлены не все расходы, предусмотренные сметами к договорам на предоставление субсидий, в связи с чем по итогам реализации проектов 2 организациями (Ульяновское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России»,  Ульяновская городская общественная организация «Попечительский Совет муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры и искусства») были возвращены субсидии в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» в общей сумме 71,76 тыс.руб.

3.9.1.  При сопоставлении Типовой формы с представленными проверке договорами установлено несоответствие заключенных Управлением договоров Типовой форме, в части:

-отсутствия в договорах информации, предусмотренной в р.3 (п.п.3.1.1-3.1.1.3) Типовой формы «Условия и порядок предоставления Субсидии».

-несоответствия формы (информации) Приложений №1 к договорам «Календарный план мероприятий (этапов) проекта» форме, предусмотренной Приложение №5 к Типовой форме «План мероприятий по достижению результатов предоставления Субсидии (контрольные точки)».

-несоответствия формы (информации) Приложений №2 к договорам «Смета расходов на проведение мероприятий» форме, предусмотренной Приложением №1 к Типовой форме «Перечень затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия».

-несоответствия формы (информации) Приложений №3 к договорам «Значения результатов и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии» форме, предусмотренной Приложение №4 к Типовой форме «План мероприятий по достижению результатов предоставления Субсидии (контрольные точки).

-отсутствия Приложений к договорам, предусмотренных Приложением №8 к Типовой форме «Отчёт о реализации плана мероприятий по достижению результатов предоставления Субсидии (контрольных точек)».

3.9.2.В соответствии с 1.5 Порядка №188 право на получение субсидий имеют некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве юридического лица и осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования «город Ульяновск», соответствующие требованиям, установленным пунктом 2.33 раздела 2 Порядка (далее - получатели субсидий).

Согласно п.п.1 п.2.33 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий»  Порядка №188 получатель субсидии по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении субсидии, должен соответствовать следующим требованиям (в том числе) отсутствие у получателя субсидии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах, сборах.

Решение о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» социально-ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, прошедшим конкурсный отбор» принято Администрацией 06.04.2023 (распоряжение от 06.04.2023 №75-р).

Согласно информации УФНС России по Ульяновской области, представленной письмом от 20.01.2025 №31-24/02486@ (по запросу Контрольно-счётной палаты от 15.01.2025 №12) по состоянию на 01.03.2023 числилось отрицательное сальдо у Общественной организации «Ульяновская областная мордовская национально-культурная автономия» (ИНН 7325018250) в сумме -786,62 руб. (в том числе по НДФЛ 779,60 руб., пени 7,02 руб.).

Согласно п.2.19 Порядка №188 основаниями для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии являются в том числе, установление факта несоответствия получателя субсидии требованиям, установленным в пункте 1.5 раздела 1 Порядка и пункте 2.33 раздела 2.

Учитывая вышеизложенное, субсидия в сумме 229 797,0 руб. была предоставлена с нарушением условий, предусмотренных п.2.33 Порядка №188 и в соответствии с п.4.4 Порядка №188 и п.4.1.4 договора о предоставлении субсидий от 25.04.2023 №4/2023 подлежит возврату в бюджет муниципального образования «город Ульяновск».

3.9.3.  В соответствии с п.2.35 Порядка №188 результатом предоставления субсидий по настоящему Порядку является реализация в отчетном году получателем субсидий не менее одного мероприятия с общим количеством участников не менее 20 человек в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений по направлениям, указанным в пункте 2.8 раздела 2 Порядка в соответствии с проектом получателя субсидии.

В соответствии с п.п. «м» п.5 Общих требований №1492 при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указываются (в том числе) достигнутые или планируемые результаты предоставления субсидии, их характеристики (показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии) (при необходимости), значения которых устанавливаются в соглашениях.

Значения результата предоставления субсидии, предусмотренного п.2.35 Порядка №188 в Приложениях №3 к 9 договорам на предоставление субсидий отсутствуют. В Приложениях №3 предусмотрена информация о значениях показателей, необходимых для достижения результатов, что не соответствует требованиям п.п. «м» п.5 Общих требований №1492.

3.10.Представлены отчёты за 2023 год о достижении результатов, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии и о расходах, источником финансового обеспечения которых являются субсидии (формы предусмотрены Приложениями к договорам, далее – Отчёт о реализации Проекта) по 9 организациям с приложениями копий документов (фотоотчёты, договоры и т.п.).

При рассмотрении отчётов и документов, представленных с отчётами установлено следующее:

3.10.1.В соответствии с п.п.4.3.2 п.4.3 договоров на предоставление субсидий Получатель обязуется вести обособленный аналитический учёт операций, осуществляемых за счёт субсидий.

В представленных отчётах документы, подтверждающие ведение Получателями субсидий обособленного аналитического учёта операций, осуществляемых за счёт субсидий отсутствуют.

Информация о документах, необходимых для подтверждения получателем субсидий исполнения требований п.п.4.3.2 п.4.3 договоров на предоставление субсидий, в договорах отсутствует, в связи с чем, не представляется возможным определить, каким способом Управление осуществляло контроль за исполнением указанного требования договоров на предоставление субсидий.

3.10.2.В соответствии с ч.3 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ  и  п.3.5 р.3 «Условия предоставления Субсидии» рассматриваемых договоров на предоставление субсидий, Получатель обязан включать в договоры, заключенные в целях исполнения обязательств по договору, условие о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по указанным договорам, на осуществление проверок соблюдения ими условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии.

Во всех договорах, представленных 9 организациями к Отчётам за 2023 год, в рамках реализации проектов за счёт средств субсидий, предусмотренное условие отсутствует.

3.10.3.Договор от 02.05.2023 №10/2023 заключен Администрацией (в лице Главы Города) с Ульяновской региональной узбекской общественной организацией «Восток» на предоставление субсидий на реализацию проекта в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, в целях реализации «Центр адаптации мигрантов» на общую сумму 229 797,0 руб. Согласно Приложению №1 к договору место технического оснащения и оказания консультативных услуг - г.Ульяновск, Московское шоссе, 32, стр.1, офис 327.

Согласно информации, отражённой в Отчёте о реализации Проекта «с июня по ноябрь в Центре адаптации мигрантов ежедневно в рабочие дни (понедельник – пятница) с 9:00 до 18:00 проводились консультации для мигрантов, прибывших на территорию Ульяновской области для трудоустройства».

Представлен (к отчёту) список участников проекта «Центр адаптации мигрантов», состоящий из 230 человек (с указанием фамилии, имени, отчества, номера телефона).

На официальном сайте в сети «Интернет» Посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан (https://uzbekistan.mid.ru) размещена «Памятка гражданину Республики Узбекистан при въезде в Российскую Федерацию», согласно которой при въезде иностранному гражданину необходимо заполнить миграционную карту. Граждане Республики Узбекистан обязаны в течение 15 рабочих дней встать на миграционный учёт по месту пребывания с даты пересечения Государственной границы Российской Федерации, предоставив принимающей стороне миграционную карту и свой документ, удостоверяющий личность.

Документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания и иные документы, подтверждающие нахождение на территории города Ульяновска, отражённых в списке 230 человек, которым оказывались консультативные услуги (информация по отчёту) в представленных документах отсутствуют.

Документы, подтверждающие прохождение пробного тестирования, отражённых в списке 230 человек, в представленных документах отсутствуют.

Документы, содержащие информацию о количестве консультаций (день, время, количество обращений и т.п.), указанным в списке лицам, в представленных документах отсутствуют.

Документы, подтверждающие наличие навыков (образования) у Исмоилова К.М. в части направлений (по законодательству РФ в сфере миграции, трудоустройства, предпринимательской деятельности и семьи, по освоению русского языка), по которым осуществлялись консультационные услуги (в рамках договора), в представленных документах отсутствуют.

В соответствии с п.п.4.1.4 п.4.1 договора на предоставление субсидии от 02.05.2023 №10/2023 Администрация обязуется в случае установления Администрацией или получения от органа муниципального финансового контроля информации о факте (ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, предусмотренных Порядком предоставления субсидий и договором, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с договором, недостоверных сведений, направлять Получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет города в размере и сроки, определённые в указанном требовании.

Учитывая вышеизложенное (отсутствие подтверждающих документов), подтвердить достижение цели и результата проекта «Центр адаптации мигрантов» и результата проекта, установленного в приложении к договору на предоставление субсидий, не представляется возможным.

Согласно выпискам из ЕГРЮЛ (официальный сайт в сети «Интернет» (https://egrul.nalog.ru) Ульяновская региональная узбекская общественная организация «Восток», проект «Центр адаптации мигрантов» ликвидирована 08.11.2024.

Действия организации в рамках расходования средств субсидии, полные и всесторонние обстоятельства совершения которых, не могли быть установлены в ходе проведения контрольного мероприятия, требуют проведения дополнительных надзорных мероприятий и соответствующей юридической оценки.

В нарушение п.п.5 п. 2.5 и п.п. 3 п.3.1 Порядка №188 в комплекте документов, приложенных к Отчёту по реализации Проекта Ульяновской региональной узбекской общественной организации «Восток», отсутствуют документы, подтверждающие реализацию проекта за счет внебюджетных источников в объеме, составляющем не менее 10 процентов от общего объема субсидии по некоммерческой организации.

3.10.4.Договор от 25.04.2023 №3/2023 заключен Администрацией (в лице Главы Города) с Ульяновской региональной общественной организацией по сохранению традиций русского народа «Троицкая Община Симбирской Земли» на предоставление субсидий на реализацию проекта «Фестиваль традиционной казачьей культуры «Станица»» в общей сумме 191 498,0 руб.

Ульяновской региональной общественной организацией по сохранению традиций русского народа «Троицкая Община Симбирской Земли» представлен Отчёт о реализации Проекта (регистрация в Журнале 13.11.2023) с комплектом документов.

В комплекте документов представлены договоры (от 02.06.2023 №2/2023, заключенный с ИП Шагуновым И.Ф. на сумму 60,0 тыс.руб., договор от 02.06.2023 №4, заключенный с ИП Чувилиной Т.Н. на сумму 15,0 тыс.руб.) оплата по которым осуществлена (согласно приложенных платёжным поручениям) организации ООО «Симбирск групп».

Таким образом, установлено несовпадения лица, с которым заключён договор и лица, которому осуществлена оплата некоммерческой организацией в рамках договора.

Учитывая отсутствие в Отчёте о реализации Проекта документов, подтверждающих расходование субсидии на сумму 15,0 тыс.руб., указанная сумма подлежит возврату в бюджет муниципального образования город «Ульяновск».

Согласно выпискам из ЕГРЮЛ (официальный сайт в сети «Интернет» (https://egrul.nalog.ru):

-председателем Ульяновской региональной общественной организацией по сохранению традиций русского народа «Троицкая Община Симбирской Земли» с 20.02.2019 является Чувилин П.П. (ИНН 732801315325);

-директором ООО «Симбирск групп» с 14.03.2022 является Чувилин П.П. (ИНН 732801315325).

-учредителями с 24.05.2023 организации ООО «Симбирсктранс» (ИНН 7300019936) являются Чувилин П.П. (ИНН 732801315325) и Чувилина Т.Н. (ИНН 732895660099).

В соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон №7-ФЗ) для целей Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.

Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.

Действия организации в рамках расходования средств субсидии, полные и всесторонние обстоятельства совершения которых, не могли быть установлены в ходе проведения контрольного мероприятия, требуют проведения дополнительных надзорных мероприятий и соответствующей юридической оценки.

3.10.5.В соответствии с п.п.5 п.2.5 Порядка №188 в счет исполнения обязательства некоммерческой организации по финансовому обеспечению реализации проекта за счет внебюджетных источников засчитываются (в том числе)использованное на соответствующие цели иное, помимо денежных средств, имущество, включая имущественные права, а также безвозмездно полученные некоммерческой организацией для соответствующих целей результаты работ (услуг), имеющие денежную оценку, в том числе работ (услуг), выполненных (оказанных) добровольцами (волонтерами), денежная оценка которых осуществляется исходя из утвержденного минимального размера оплаты труда и продолжительности их выполнения (оказания).

В комплекте документов Общественной организации «Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия» представлен договор от 01.06.2023 №б/н, заключенный с ИП Хузяевым И.М. на оказание на безвозмездной основе услуг фотосъёмки мероприятия (20 000,0 руб.) и покупка барана (10 000,0 руб.)

Представленный договор от 01.06.2023 №б/н не содержит информации о продолжительности (количество часов, дней и т.п.) оказания услуг по фотосъёмке и информации о оценке услуг исходя из утвержденного минимального размера оплаты труда, в связи с чем, подтвердить исполнение условия, предусмотренного п.п.5 п.2.5 и п.п.3 п.3.1 Порядка №188 не представляется возможным. 

3.10.6.Проверке представлен «Отчёт о проведении оценки эффективности (результативности), предоставления субсидии из бюджета муниципального образования «город Ульяновск социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим проекты в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений за 2023 год», подписанный начальником Управления, в соответствии с которым всеми получателями субсидий показатели достигнуты и дана оценка эффективности (результативности) использования субсидий как эффективная.

Не представляется возможным определить на основании каких показателей (критериев) Управлением осуществлялась оценка эффективности использования субсидий.

3.11.В соответствии с п.4.4 Порядка №188 администрация города Ульяновска проводит мониторинг достижения результатов предоставления субсидии, исходя из достижения значений результатов предоставления субсидии, определённых Договором, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольная точка), в порядке и по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждён приказом Минфина России от 29.09.2021 №138н (вступил в силу с 01.01.2022, применение для местных бюджетов с 01.01.2023, далее – Порядок мониторинга №138н).

При анализе документов, представленных Администрацией установлено следующее:

-Приложениями №5 и №8 к Типовой форме соглашения (договора) предусмотрены «План мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии» и «Отчёт о реализации плана мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии».

В договорах, заключенных Администрацией на предоставление рассматриваемых субсидий в 2023 году, вышеуказанные приложения отсутствуют.

-Приложением №1 к Порядку мониторинга №138н «Таблица соотношения типов субсидий, результатов предоставления субсидий, контрольных точек» предусмотрены типы субсидий, типы результатов предоставления субсидий и типы контрольных точек.

Представленные проверке договоры на предоставление субсидий и приложения к ним не содержат информации, предусмотренной Приложением №1 к Порядку мониторинга №138н.

Документы, подтверждающие проведение Администрацией мониторинга достижения результатов предоставления субсидии (представленных в 2023 году в рамках проверяемых вопросов) в порядке и по формам, которые установлены Порядком мониторинга №138н проверке не представлены, в связи с чем подтвердить исполнение Администрацией требования п.4.4 Порядка №188 не представляется возможным.

 

4.В рамках основного мероприятия 6 Программы «Диагностика этноконтактной и межконфессиональной ситуации на территории муниципального образования «город Ульяновск» в 2023 году было реализовано мероприятие 6.1 «Организация проведения социологических исследований по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании «город Ульяновск» с общей суммой исполнения 91,5 тыс.руб.

Администрацией заключен муниципальный контракт от 27.04.2023 №9 с индивидуальным предпринимателем Новиковой М.А. на оказание услуг по проведению социологического исследования по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании «город Ульяновск» на сумму 91,5 тыс.руб. Срок оказания услуг до 01.12.2023. На основании акта оказанных услуг от 04.12.2023 осуществлена оплата по муниципальному контракту в сумме 91,5 тыс.руб. (платёжное поручение от 21.12.2023 №63292).

Согласно информации, представленной отделом по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений Управления, результаты социологических исследований по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений используются для прогнозирования динамики межэтнической напряжённости и тенденций развития межнациональных отношений в городе Ульяновске.

 

5.В соответствии с уточнённым отчётом о ходе реализации муниципальной программы «Согласие» за 2023 год (далее – Отчёт за 2023 год), представленным Администрацией в Финансовое управление администрации города Ульяновска с сопроводительным письмом Администрации от 14.02.2024 №73-ИОМСУ-24.023/3074 целевые индикаторы «Количество социально-значимых мероприятий, проведённых при участии национальных общественных организаций» (в части мероприятия 4.1 Программы)  и «Количество иностранных граждан, охваченных мероприятиями» (в части мероприятия 4.1 Программы)  Программы достигнуты.

В соответствии с п.п. «ж» п.3.2 Порядка принятия решения о разработке, формировании, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «город Ульяновск», утверждённого постановлением Администрации от 29.07.2016 №2154 (действовал до 31.12.2023, далее – Порядок №2154) целевые индикаторы должны отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация муниципальной программы, быть количественно заданными (измеряемыми по данным государственного статистического наблюдения или рассчитываемыми по утвержденным методикам).

Следует отметить, что в соответствии с Порядком №2154, степень достижения плановых значений целевых индикаторов Программы учитывается при оценке эффективности Программы.

Согласно представленной отделом по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений Управления информации, достигнутые при реализации мероприятия 4.1 Программы значения целевых индикаторов были указаны на основании Отчётов о реализации Проектов, представленных некоммерческими организациями.

При рассмотрении Отчётов о реализации Проектов и документов, подтверждающих информацию в части исполнения значений целевых индикаторов установлено, что:

5.1.Значение целевого индикатора «Количество мероприятий, направленных на решение задач в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений на территории муниципального образования «город Ульяновск», 14 социально-значимых мероприятий в части реализации мероприятия 4.1 Программы, отражено в Отчёте на основании календарных планов Проектов.

Общее количество мероприятий, указанных в календарных планах 9 Проектов (Приложения №1 к договорам на предоставление субсидий) составляет 22 мероприятия.

5.2.Значение целевого индикатора «Количество иностранных граждан, охваченных мероприятиями Программы» 100 человек, в части реализации мероприятия 4.1 Программы, отражено в Отчёте на основании информации по реализации Проекта Ульяновской региональной узбекской общественной организации «Восток» «Центр адаптации мигрантов» (список из 230 человек).

Представленный Отчёт о реализации Проекта «Центр адаптации мигрантов» не содержит документов, подтверждающих его реализацию.

Учитывая вышеизложенное, подтвердить значения целевых индикаторов, отражённых в Отчёте за 2023 год (в части мероприятия 4.1 Программы) не представляется возможным.

 

6.В соответствии с п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями (в том числе):

-обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

-обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения законодательства при предоставлении субсидий некоммерческим организациям свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля Администрацией за использованием средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

 

Пояснения и замечания к акту о результатах проведённого контрольного мероприятия: отсутствуют.

 

Предложения (рекомендации): Администрация города Ульяновска, Управление муниципальной политики и общественных проектов администрации города Ульяновска (432000, г.Ульяновск, ул.Кузнецова, д.7) следует:

1.Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.

2.Принять меры по устранению выявленных нарушений, указанных в представлении от 17.03.2025 №4.

 

 

Инспектор Контрольно-счётной палаты                                    С.Н.Харитонова